Материалы » Антропогенное воздействие на ландшафты Кавказа в ходе этногенеза народов его населяющих » Общие закономерности ландшафтной оболочки, классификация и таксономия ландшафтов

Общие закономерности ландшафтной оболочки, классификация и таксономия ландшафтов

Страница 2

Каждый компонент ландшафтной оболочки (рельеф, почва, воды, органический мир) существует и развивается по своим собственным законам. Однако ни один из компонентов не существует и не развивается изолировано, т.е. не испытывая на себе влияние других компонентов и не оказывая в свою очередь на них никакого воздействия. Между отдельными частями ландшафтной оболочки в целом и в отдельных ландшафтах происходит постоянный обмен веществом и энергией между их компонентами. Этот непрерывный обмен и определяет целостность ландшафтной оболочки.

"Взаимодействие всех компонентов сковывает их в единую материальную систему, где все части одна от другой зависит и одна на другую влияет. Целостность системы на столько велика и носит настолько всеобщий характер, что если в геокомплексе или в ландшафтной оболочке изменится какое-нибудь одно звено, то сопряжено начнут меняться и все остальные. Ландшафтная оболочка в целом - это одновременно система и целостная, и неравновесная" - отмечал Калесник.

Выдающийся русский географ академик Л.С. Берг тоже отмечал целостность ландшафтной оболочки, подчеркивая при этом связь между ландшафтами и населяющими их организмами. В своей статье "Воздействие географического ландшафта на культурные растения и животных", он замечал следующее: "В ландшафте нельзя изменить одной части, что бы не изменились все остальные. Влияние географического ландшафта на организм двоякое: преобразующее и отбирающее. Непосредственно воздействуя на всю массу организмов, ландшафт преобразует их. С другой стороны, он отбирает формы, приспособленные для данного ландшафта; при этом неприспособленные либо гибнут или переселяются в другой, более соответствующий ландшафт".

В этих двух утверждения сформулирован один из законов ландшафтной оболочки - закон целостности.

Помимо этого закона целостности, структуру, существование и облик ландшафтной оболочки обуславливают также закономерности зональности и азональности географической среды.

Зональность определяется различием угла падения солнечных лучей на разных широтах земной поверхности, что обуславливает существование тепловых поясов и поясов освещенности, а в конечном счете и различные климатические пояса.

Азональность, в свою очередь, является следствием влияний рельефа, подстилающей поверхности, близостью или удаленностью океанов и т.п.

Зональные и азональные параметры определяют ландшафтную таксономию - т.е. теорию систематизации и классификации ландшафтных зон и ландшафтов. В настоящее время выделено 59 зональных (т.е. укладывающихся в зоны и подзоны) типов ландшафтов суши.

"Ландшафтная (географическая, природная) зона есть крупная часть географического пояса, характеризующаяся господством одного зонального типа ландшафта.

Названия ландшафтных зон даются чаще всего по геоботаническому признаку, т.к. растительный покров - это и "одежда" географического ландшафта, и чрезвычайно чуткий индикатор разнообразных природных условий. Необходимо, однако, иметь ввиду два положения. Первое: ландшафтная зона не идентична ни геоботанической, ни почвенной, ни геохимической и никакой другой зоне, объективно выделяемой по отдельному компоненту ландшафтной оболочки Земли. Второе: облик любой ландшафтной зоны создается не только совокупностью современных природных условий, но и историей их формирования. В частности, систематический состав флоры и фауны сам по себе не дает представления о зональности. Черты зональности растительному и животному миру сообщает адаптация их представителей (а еще более - их сообществ, биоценозов) к экологической обстановке и как следствие выработка в процессе эволюции комплекса жизненных форм, отвечающему географическому содержанию ландшафтной зоны.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Профилактика и способы решения конфликта
Как уже говорилось, педагогическое общение может приводить к возникновению конфликтов. Исходя из того, что педагог, в силу своего профессионализма и опыта способен видеть два интереса: ситуативный интерес и интерес развития ученика, как нами упоминалось ранее, то задача педагога в таком случае сост ...

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с умственной отсталостью
Дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые) – это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, реч ...

Система упражнений для обучения диалогической речи
В качестве основных, обучающих диалогических форм общения (ДФО) фигурируют упражнения, развивающие умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддержать беседу («Как бы вы реагировали, если бы вам сказали .»). Считается, что без этого невозможно обеспечить такое усво ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru