Таким образом, труд – чрезвычайно значимая составная часть системы работы в коррекционном учреждении, от которой зависит общее развитие учащихся и их подготовка к общественно полезной деятельности. В психосоциальной работе с данной категорией всегда придавалось и предается большое значение трудовому обучению воспитанников, о чем свидетельствуют многочисленные исследования.
Большое значение в определении трудовых возможностей умственно отсталого ребенка имеет его физическое развитие, развитие его общей и мелкой моторики. Правильно организованное психосоциальное сопровождение трудового обучения благоприятно влияет на физическое развитие детей, содействуя коррекции их умственных и физических недостатков.
Проведенный с дошкольниками с нарушением интеллекта формирующий этап показал, что самостоятельность проявляется во взаимодействии с педагогом и другими детьми. В процессе деятельности в образовательном учреждении создавались ситуации, требующие включения детей в сотрудничество с взрослым. Дети получали разнообразные задания, выполняли их сначала совместно, а затем самостоятельно.
После чего был проведен контрольный эксперимент. Методика проведения и критерии оценки аналогичны первому этапу исследования.
Результаты исследования занесены в таблицу 2.
Таблица 2. – Уровни самостоятельности детей (контрольный этап)
Возраст, лет |
Кол-во детей |
Пол |
Уровни самостоятельности (кол/%) | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
6-7 |
10 |
Девочки (6) |
- |
- |
8 / 80 |
2 / 20 |
- |
Мальчики (4) |
- |
1 / 10 |
8 / 80 |
1 / 10 |
- |
Как видно из таблицы 2, контрольный эксперимент выявил значительную динамику развития самостоятельности: 1 уровень исчез полностью, самостоятельность большинства дошкольников повысилась до 3 уровня, повысился уровень творческой самостоятельности.
Уровень самостоятельности обусловлен проведенным формирующим воздействием, стимулирование активности детей позволило развить у них стремление к самостоятельности в трудовой деятельности.
Таким образом, проведенная методика дает возможность, опираясь на индивидуальные особенности детей с недостатками интеллектуального развития помочь им в личностном развитии, особенно их самостоятельности. Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности. Совместная с педагогом трудовая деятельность – самообслуживание, хозяйственно-бытовой, ручной труд становится значимой для детей с недостатками интеллектуального развития формой организации досуга и позволяет успешно входить в реальные трудовые отношения.
Итак, выдвинутая в начале исследования гипотеза о том, что специально организованные коррекционные занятия будут способствовать формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта, подтвердилась.
Совершенствование процесса трудового обучения – одна из главных задач в свете реформирования коррекционных образовательных учреждений. Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.
Другая информация:
Учреждения дополнительного и специального
образования
1) Суворовское военное, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) корпус. Виды образовательных учреждений: Суворовское военное училище; Нахимовское военно-морское училище; Кадетский (морской кадетский) корпус. 2) Оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного тип ...
Возможности дистанционного обучения в образовании взрослых
В Европе в конце XVIII века, с появлением регулярной и доступной почтовой связи, возникло «корреспондентское обучение». Учащиеся по почте получали учебные материалы, переписывались с педагогами и сдавали экзамены доверенному лицу или в виде научной работы. В России данный метод появился в конце XIX ...
Цели и задачи использования метода проектов при обучении
общению
Метод проектов широко использовался в России в 30-е годы и был незаслуженно забыт, т.к. не дал положительных результатов. Причин было несколько: теоретическая проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организ ...