Материалы » Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллект » Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Страница 4

Воспитание ребенка с интеллектуальной недостаточностью происходит и так называемой «бытовой» деятельности: в сменяющихся процессах умывания, кормления, одевания и раздевания. Для ее организации создаются условия, которые позволяют успешно формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

Вся обстановка для выполнения бытовых процессов должна быть приспособлена к росту детей и индивидуальным особенностям их физического развития. Все предметы для формирования навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков (предметы гигиены, одежда, посуда и т. п.), оборудование для элементарных трудовых действий (клеенка, фартучки, тряпочки и т. п.) располагаются в определенных для этого местах хранения, что позволяет детям достаточно быстро запомнить их местонахождение. Этому могут способствовать также специальные символы (картинки, пиктограммы), с которыми дети многократно знакомятся в различных бытовых и игровых ситуациях.

Участие ребенка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Важным является наличие предметов, необходимых для выполнения соответствующих действий, в различных помещениях дошкольного учреждения. Их перечень и места расположения тщательно продумываются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Обязательно наличие туалетов рядом с помещениями, где проводятся игры и занятия с детьми, – физкультурный зал, специальные комнаты для игр с песком и водой, комнаты релаксации, различные кабинеты и т. п.

Важно, чтобы вода для умывания была теплой, а краны расположены на таком уровне, чтобы вода не затекала в рукава; мыло – такого размера, чтобы ребенок с нарушениями моторного развития мог его удержать в руках; посуда – привлекательной для еды, а предметы сервировки – современными, эстетичными, легко моющимися. В процессе формирования навыков самообслуживания необходимо использовать разнообразные гигиенические средства – специальные щеточки для рук, твердое мыло, жидкое мыло в удобной упаковке со специальным дозатором. Для детей, имеющих ярко выраженные психомоторные нарушения, могут быть использованы специальные приспособления, способствующие выполнению данных навыков с минимальной помощью взрослых.

Формирование первоначальных культурно-гигиенических навыков и привычек к самообслуживанию в рамках данного раздела происходит не изолированно, а в тесной связи с другими направлениями коррекционно-воспитательной работы.

Процессу формирования данных навыков могут предшествовать игры с бытовыми предметами-орудиями. Для формирования этих навыков используются также образные игрушки. Для игр, направленных на формирование навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков, взрослые создают разнообразные ситуации. Одни и те же образные игрушки могут использоваться в различных играх, в частности и в играх, формирующих навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, то есть в сюжетно-дидактических играх. При их развертывании и обучении им следует использовать в быту различные игрушки-аналоги: набор для уборки помещений, пылесос, кухонный комбайн, миксер и т. п. Уточняя назначение этих предметов в ходе игр, ребенок с интеллектуальной недостаточностью открывает для себя привлекательную область современных бытовых приборов, начинает постигать правила их применения и целесообразного использования. Это, в свою очередь, будет способствовать более легкому овладению « полезными приборами» в реальной бытовой практике.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другая информация:

Онтогенез речи в условиях билингвизма
Термин «ранний детский билингвизм» используется для характеристики условий воспитания ребенка, находящегося с рождения в контакте с двумя языками и приобретающего во время своего развития одновременно две речевые системы. Еще в 1928 году Л.С. Выготский писал: «Вопрос о многоязычии в детском возраст ...

Система упражнений для обучения диалогической речи
В качестве основных, обучающих диалогических форм общения (ДФО) фигурируют упражнения, развивающие умение быстро и разнообразно реагировать на сказанное собеседником, умение поддержать беседу («Как бы вы реагировали, если бы вам сказали .»). Считается, что без этого невозможно обеспечить такое усво ...

Особенности распознавания общих категориальных значений
Эта группа заданий представлена в виде 2 процедур. Задание №1. Из заданий, вошедших в эту группу, более сложными для детей экспериментальной группы оказалось называние следующих общих категориальных значений: «времена года» - только 4 из 15 назвали правильно, среди них 2 ребенка с доминирующим русс ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru