Материалы » Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллект

Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллект

Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной педагогики принадлежит трудовому воспитанию. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение ребенка.

Трудовая деятельность позволяет включать детей в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.

Рассмотрение проблемы трудового воспитания в условиях специального детского сада, является актуальным, так как социальная адаптация личности напрямую зависит от ее социальной направленности. А это является одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания воспитанников специальных дошкольных заведений.

Задачи социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью выполнимы лишь в случае, если для этого создаются необходимые условия. К числу этих задач относится в частности, формирование необходимых для жизни навыков самообслуживания, умения решать конкретные трудовые поручения, самостоятельно создавать несложные поделки из разнообразных материалов.

В ходе психофизического развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В процессе целенаправленной психосоциальной коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, формируются навыки социально-трудовой адаптации. Вся система психосоциальной работы призвана реабилитировать и социально адаптировать ребенка с интеллектуальной недостаточностью к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Одной из важнейших задач коррекционной педагогики – повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества.

Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела психосоциальной работы – выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для умственно отсталых детей. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Характер и степень решения той или другой задачи трудового воспитания зависят от характера и степени дефекта ребенка.

Большое значение в определении трудовых возможностей умственно отсталого ребенка и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей и мелкой моторики. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие умственно отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.

Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, Л.С. Выготский (1983) писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.

Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей мелкой моторики руки не нашли должного изучения, поэтому мною была выбрана данная тема. Решение этой задачи в настоящее время представляет большой интерес. В связи с актуальностью данной задачи выбрана тема исследования – «Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта (с использованием материала Монтессори)».

Объект – навыки самообслуживания дошкольников с нарушением интеллекта.

Предмет – процесс коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания.

Цель – изучить на теоретическом уровне особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта, провести практическое исследование методик Марии Монтессори в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками по формированию навыков самообслуживания.

Задачи:

1) Изучить теоретические основы формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

2) Описать особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

3) Осуществить выбор методов и приемов диагностики и коррекции проблемы сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта, описать их.

4) Провести коррекционно-педагогическую работу по формированию навыков самообслуживания.

Гипотеза исследования. Специально организованные коррекционные занятия будут способствовать формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

Методологическую основу исследования составили:

- теории Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии психики ребенка о том, что психические функции человека формируются прижизненно, под влиянием условий социальной среды, воспитания и обучения;

- о сензитивных периодах в развитии ребенка;

- о фундаментальном положении Б.Г. Ананьева, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной и др. о ведущей роли игровой деятельности в развитии ребенка.

Методы исследования:

- анализ и обобщение теоретических положений по проблеме исследования;

- педагогическое наблюдение;

- экспериментальное изучение и обучение;

- качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Структура дипломного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Другая информация:

Способы совершенствования речи у детей в раннем возрасте
К полутора годам малыш обычно произносит все гласные звуки (хотя и не всегда четко), ему доступны многие согласные звуки (м, п, б, к, г, т, д, н, в, ф, х), а также звук й. Многие из согласных звуков произносятся смягченно (дяй вместо дай). Отчетливость произнесения звуков во многом зависит от их ме ...

Методика повышения результативности бросков со средних дистанций
Большая часть баскетбольных упражнений, так или иначе, включает броски в корзину. Во всех упражнениях в бросках нужно менять сторону площадки, с которой выполняется бросок. Упражнения в бросках в движении. Команда разбивается на две колонны по 8 игроков в каждой. Первые два игрока в левой колонне в ...

Методика работы с фильмом при обучении аудированию
Работа с кинофрагментом должна определяться той методической задачей, которая ставится перед ним, - служить средством развития навыков аудирования. Работа с кинофрагментом состоит из следующих этапов: Работа с незнакомыми словами. Не следует работать с учащимися над теми незнакомыми словами и слово ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru