Материалы » Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллект

Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллект

Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной педагогики принадлежит трудовому воспитанию. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение ребенка.

Трудовая деятельность позволяет включать детей в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни. Включение в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов.

Рассмотрение проблемы трудового воспитания в условиях специального детского сада, является актуальным, так как социальная адаптация личности напрямую зависит от ее социальной направленности. А это является одной из основных задач коррекционно-развивающего обучения и воспитания воспитанников специальных дошкольных заведений.

Задачи социально-личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью выполнимы лишь в случае, если для этого создаются необходимые условия. К числу этих задач относится в частности, формирование необходимых для жизни навыков самообслуживания, умения решать конкретные трудовые поручения, самостоятельно создавать несложные поделки из разнообразных материалов.

В ходе психофизического развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В процессе целенаправленной психосоциальной коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, формируются навыки социально-трудовой адаптации. Вся система психосоциальной работы призвана реабилитировать и социально адаптировать ребенка с интеллектуальной недостаточностью к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Одной из важнейших задач коррекционной педагогики – повышение эффективности педагогического воздействия на детей с психофизическими недостатками, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества.

Трудовое воспитание и обучение выходит на первый план во всей системе коррекционной работы с детьми. Основная задача этого важного раздела психосоциальной работы – выработка мотивации к труду и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств. Практическая деятельность в её простых видах наиболее понятна и доступна для умственно отсталых детей. Здесь всё дано в наглядном, легко воспринимаемом виде. Разнообразие видов труда обеспечивает разностороннюю и активную работу всех анализаторов. Характер и степень решения той или другой задачи трудового воспитания зависят от характера и степени дефекта ребенка.

Большое значение в определении трудовых возможностей умственно отсталого ребенка и профиля доступного ему вида труда имеет его физическое развитие, развитие его общей и мелкой моторики. Правильно организованное трудовое обучение благоприятно влияет на физическое развитие умственно отсталых детей, содействуя коррекции их двигательных недостатков.

Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, Л.С. Выготский (1983) писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.

Подавляющее большинство исследований посвящено формированию и совершенствованию общей моторики ребенка, тогда как вопросы развития у детей мелкой моторики руки не нашли должного изучения, поэтому мною была выбрана данная тема. Решение этой задачи в настоящее время представляет большой интерес. В связи с актуальностью данной задачи выбрана тема исследования – «Коррекционно-педагогическая работа по формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта (с использованием материала Монтессори)».

Объект – навыки самообслуживания дошкольников с нарушением интеллекта.

Предмет – процесс коррекционно-педагогической работы по формированию навыков самообслуживания.

Цель – изучить на теоретическом уровне особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта, провести практическое исследование методик Марии Монтессори в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками по формированию навыков самообслуживания.

Задачи:

1) Изучить теоретические основы формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

2) Описать особенности формирования навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

3) Осуществить выбор методов и приемов диагностики и коррекции проблемы сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта, описать их.

4) Провести коррекционно-педагогическую работу по формированию навыков самообслуживания.

Гипотеза исследования. Специально организованные коррекционные занятия будут способствовать формированию навыков самообслуживания у дошкольников с нарушением интеллекта.

Методологическую основу исследования составили:

- теории Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии психики ребенка о том, что психические функции человека формируются прижизненно, под влиянием условий социальной среды, воспитания и обучения;

- о сензитивных периодах в развитии ребенка;

- о фундаментальном положении Б.Г. Ананьева, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной и др. о ведущей роли игровой деятельности в развитии ребенка.

Методы исследования:

- анализ и обобщение теоретических положений по проблеме исследования;

- педагогическое наблюдение;

- экспериментальное изучение и обучение;

- качественно-количественный анализ экспериментальных данных.

Структура дипломного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Другая информация:

Научно - практические конференции учащихся по химии
Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности, наиболее отчетливо выступающие при сопоставлении их с химическими вечерами. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. В отличие о ...

Национальный элемент в воспитании
В основе отмеченных перемен в воспитании лежит, по существу, один принцип новой эпохи, — новое отношение к человеческой личности, к индивидууму. Но человек не исчерпывается индивидуальностью; человеческая жизнь — не жизнь особи. Как дух человека неразделен с внешним ему, многочленным телом, в котор ...

Понятие детского коллектива в психолого-педагогической литературе
В отечественной педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Теория коллективного воспитания явилась достижением мировой педагогической мысли. Заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru