Материалы » Становление дошкольной педагогики в Молотивилихинском районе г. Перми » Развитие дошкольной педагогики в России

Развитие дошкольной педагогики в России

Страница 2

В советской педагогике была научно обоснована теория физического воспитания детей дошкольного возраста. Была начата разработка актуальной проблемы работоспособности и утомляемости детей при физических и умственных нагрузках.

Значительное развитие в советской дошкольной педагогике получили проблемы игры — влияние воспитателя на её содержание, отбор воспитательно-ценных игр, воспитание ребёнка в игре, формирование начал коллективизма, особенности дидактических игр. В 1960-х гг. появились исследования, в которых изучалась роль игры как формы организации жизни детей, её влияние на развитие "детского общества". Исследователи вопросов раннего детства создавали систему общественного воспитания детей раннего возраста; были усилены дидактические компоненты в играх и занятиях с маленькими детьми.

В течение многих десятилетий советская система дошкольного воспитания была единственной и обязательной для всех детей до семилетнего возраста, посещавших детские сады. Только за 20 лет (1962—1982 гг.) эта педагогическая программа переиздавалась девять раз и являлась единственным и обязательным документом для всех работников дошкольного воспитания. По своему поистине всенародному охвату и демократизму советская система дошкольного воспитания представляет собой уникальное явление: подавляющее большинство детей огромной многонациональной страны воспитывались по единой государственной типовой программе, которая остается одной из самых распространенных и в наше время.

Идеологической и социальной предпосылкой для создания государственной системы дошкольного воспитания в СССР были идеи всеобщего равенства и справедливости, и это, в частности, предполагало уравнять в правах женщину с мужчиной и предоставить ей возможность полноценно участвовать в производственной и общественной жизни. Для этого женщину необходимо было освободить от ухода за маленькими детьми. Задача "раскрепощения женщины" стала одним из социальных оснований для создания широкой сети детских дошкольных учреждений (яслей и детских садов), доступных практически каждой семье. Эти учреждения были призваны освободить женщину и уравнять ее в правах с мужчиной как в общественном производстве, так и в общественной жизни.

Другой и главной задачей данной системы была задача всестороннего развития и коммунистического воспитания детей с первых лет жизни. При этом подчеркивалось, что все советские дети независимо от пола, национальности и статуса родителей имеют равные права на образование и воспитание, равные права на получение равного (т. е. единого) педагогического обеспечения. Для реализации этих задач в Советском Союзе была создана уникальная по широте охвата и по масштабности государственного обеспечения сеть детских дошкольных учреждений, выполнявших две главные функции — социально-бытовую (уход за детьми и освобождение женщины) и воспитательную (всестороннее развитие и коммунистическое воспитание).

Теоретической основой советской системы дошкольного воспитания являлась культурно-историческая концепция, в рамках которой развитие ребенка понималось как усвоение им общественно-исторического опыта, накопленного человечеством. Это означало, что все высшие психические функции, мировоззрение и способности человека формируются в результате усвоения им различных понятий, ценностей, способов человеческой деятельности, знаний, представлений и т. д. Такой подход ставил на первое место фигуру взрослого — воспитателя, поскольку только он, уже владеющий культурно-общественным опытом, мог передать его ребенку. Это определяло ведущую и руководящую роль воспитателя в развитии ребенка. При этом воспитатель выступал как носитель знаний и способов деятельности, как посредник между культурой и ребенком. Его основной задачей было передать детям знания и умения, существующие в обществе.

Исходным принципом воспитания в данной системе являлась "идейная направленность всего педагогического процесса в детском саду в соответствии с целями и задачами коммунистического воспитания". Связь содержания воспитания и обучения с жизнью советских людей — один из важнейших принципов советской дошкольной педагогики.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другая информация:

Химия, биология и технология
Установление межпредметных связей курсов химии, биологии и технологии - необходимое условие осуществления естественнонаучного обучения. Эта связь носит двухсторонний характер. Ее фундаментом служит то, что эти естественные науки являются основой познания окружающего мира и целого ряда технологическ ...

Первые христианские школы
В первые времена, как мы знаем, христианские общины не могли иметь собственных, с полным образовательным курсом, школ. Христиане должны были получать научное образование в языческих школах, — у грамматиков и риторов. Это продолжалась до 6-го века, когда языческие школы начали уже закрываться, а цер ...

Дидактические основы межпредметных связей в предметном обучении
Исходные позиции в построении учебного предмета были выявлены в 40 – е годы. М.Н. Скаткин увидел роль межпредметных связей в обеспечении концентризма и системы знаний. Концентризм предполагает «более глубокое и всестороннее освещение фактов, опирающееся на знания, приобретаемые учащимися по данному ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru