Материалы » Становление дошкольной педагогики в Молотивилихинском районе г. Перми » Развитие дошкольной педагогики в России

Развитие дошкольной педагогики в России

Страница 1

После Октябрьской революции дошкольное воспитание стало частью государственной системы народного образования. В 20-е гг. в СССР существовало 3 типа дошкольных учреждений — детские дома для детей-сирот, детские очаги, обслуживавшие детей фабрично-заводских рабочих, и детские сады. В дошкольные учреждения принимались дети от 3 до 8 лет. Целью дошкольных учреждений провозглашалась подготовка ребенка к освоению материалистического мировоззрения, а также выработка коллективистских навыков. Большое внимание уделялось свободной детской игре при направляющей роли воспитателя.

В 1927—1928 гг. впервые был поставлен вопрос об установлении единства в работе всех дошкольных учреждений. Задачами дошкольного воспитания становятся формирование эмоций и поведения в соответствии с требованиями коммунистической морали, привитие трудовых навыков, укрепление здоровья детей, а также усвоение ими некоторых элементарных знаний. Эти требования были отражены в первой программе 1932 г.

В 1936 г. после резкой критики со стороны партии работы дошкольных учреждений, обвиненных в переоценке роли среды в воспитании детей, была поставлена задача сделать педагога центральной фигурой в дошкольном учреждении. Именно эта линия, обернувшаяся ограничением инициативы и самостоятельности ребенка, зафиксированная в "Программе воспитания в детском саду" (1962 г.), получила основное развитие в "Программе воспитания и обучения в детском саду" (под редакцией М.А. Васильевой, 1985 г.), в которой жестко и формально регламентированной оказалась деятельность не только ребенка, но уже и педагога. Стержнем процесса стала программа обучения (не развития), а детский сад по принципиальной ориентации в своей работе приблизился к школе, что в корне противоречило природе и задачам дошкольного возраста. Положение отчасти смягчали психологи, под влиянием которых идеология развития и охраны психического здоровья постепенно овладевала сознанием воспитателей.

Основная задача советской дошкольной педагогики — разработка содержания, форм и методов коммунистического воспитания детей дошкольного возраста. Огромная роль в выработке теоретических основ марксистской дошкольной педагогики принадлежит Н. К. Крупской. Некоторые важные проблемы (о коллективе и личности, о семейном воспитании) были освещены А. С. Макаренко. Большое значение для определения задач и средств воспитания дошкольников имели всероссийские съезды (1-й — в 1919) и конференции по дошкольному воспитанию, которыми руководили Н. К. Крупская и А. В. Луначарский.

Советской дошкольной педагогикой и психологией была разработана новая система сенсорного воспитания, основанная на целенаправленном формировании сенсорных способностей детей в разных видах деятельности. Большим достижением советской дошкольной педагогики являлась разработанная член-корреспондентом АПН РСФСР А. П. Усовой и др. система дидактики детского сада. В это время велись плодотворные исследования, направленные на более полное использование возможностей умственного развития детей дошкольного возраста, повышение роли дошкольного воспитания в решении общих задач совершенствования системы народного образования в связи с требованиями научно-технического прогресса.

В дошкольной педагогике советского периода получили теоретическое освещение также и проблемы нравственного воспитания. В центре внимания были вопросы формирования личности ребёнка, положительных взаимоотношений детей в совместной деятельности, развития коллективизма, нравственных представлений, воспитания начал патриотических чувств. Большое место отводилось вопросам трудового воспитания дошкольников в детском саду и семье, в процессе которого формировались первые трудовые навыки и любовь к труду. Активно разрабатывались проблемы эстетического воспитания. Исследовались изобразительная, музыкальная, художественно-речевая деятельность детей. С конца 1950-х гг. разрабатывалась система эстетического воспитания в детском саду; проводилось комплексное исследование по вопросу формирования детского творчества, выяснялись взаимосвязи художественного творчества и обучения дошкольника.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Преимущества и недостатки модульной технологии
Работа по модульной технологии имеет ряд преимуществ, так как ученики получают возможность изучать материал самостоятельно по дифференцированной программе, вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость, работать дома в случае пропусков уроков по болезни. Кроме этого, на уроке созда ...

Применение дидактических игр на уроках математики
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между учениками и преподаватели, отдельными учениками, поскольку в процессе п ...

Особенности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи является чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития а ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru