В современных условиях общество ставит перед образованием задачу предоставить каждому человеку свободный открытый доступ к образованию на протяжении всей жизни с учетом собственных интересов, способностей и потребностей, обеспечив при этом приспособляемость к жизни в условиях высокой скорости информационных потоков, подготовку к возможной смене профессии, активной, самостоятельной деятельности. В связи с этим для Казахстана – страны, население которой распределено на обширной территории и в которой существует проблема качества образовательного процесса в отдаленных населенных пунктах, чрезвычайно актуальным становится внедрение дистанционных образовательных технологий, позволяющих решить проблему обеспечения конституционных прав граждан на образование независимо от места проживания и профессиональной деятельности.
В настоящее время дистанционные образовательные технологии стремительное развиваются как в странах Западной Европы и США, так и в странах СНГ. Сегодня 81% высших учебных заведений США практикуют дистанционное образование. Число студентов в США, обучающихся только дистанционно, составляет более 700 000 человек, рынок образовательных услуг в сфере дистанционного обучения в 2005 году составил $15 млрд.
Сеть Европейских открытых университетов, обучающих по программам электронного высшего образования, состоит из 17 учебных заведений и их филиалов, в которых обучается более 650 тыс. студентов.
Десятки высших учебных заведений Российской Федерации обучают по дистанционным технологиям в общей сложности около 200 тыс. студентов по программам среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.
Наиболее активное внедрение новых информационных технологий в систему высшего образования нашей страны началось с открытием и функционированием Казахстанско-Российского Университета (КРУ), образовательная деятельность которой основана на применении технологии дистанционного обучения СГА (г. Москва), поэтому первые опыты внедрения технологии дистанционного обучения в КРУ были ориентированы на разработки российских коллег.
В качестве технологической основы дистанционного обучения в Казахстанско-Российском Университете используется информационно-спутниковая образовательная технология (ИСОТ). 4 цифровых телевизионных канала и система передачи данных позволяют «перекачивать» в любой учебный центр средний вузовский учебник всего за 2 секунды, а полуторачасовой учебный фильм или видеолекцию за 10 секунд.
Реализация ИСОТ осуществляется с помощью следующих компонентов:
Базовый терминал расположен в головном вузе. Он имеет телепорт для передачи цифровой информации через спутник и базовый сервер, содержащий весь накопленный цифровой контент, ведущий также учебное досье всех учащихся, все архивы, почты и др. По количеству содержащейся в нем информации центральный сервер может быть сравним с крупнейшими библиотеками мира.
Сеть учебного центра включает в себя:
-терминал учебного центра, состоящий из приемной антенны и регионального сервера;
-стационарные учебные терминалы – учебные места, оснащенные различными типами электронной учебной техники, для проведения индивидуальных и групповых занятий.
ИСОТ предназначена для осуществления оперативного взаимодействия с учебными центрами (филиалами), передачи информационных ресурсов к ним, автоматизации администрирования, учета, хранения данных и актуализации учебных продуктов и материалов и позволяет усовершенствовать систему высокоскоростного доступа разветвленных учебных центров к информационным ресурсам.
В настоящее время в Университете работает Дидактическая Спутниковая Сеть (ДСС) «Платон», представляющей собой глобальную корпоративную сеть университета, в которой компьютерные сети всех учебных центров (филиалов) объединены с помощью двухсторонней высокоскоростной спутниковой связи. Уникальная спутниковая система, реализованная на технологии VSAT, функционирует следующим образом: в головном вузе установлена центральная наземная станция. Все учебные центры (филиалы) оборудованы компактными компьютерными терминалами VSAT и приемно-передающими антеннами. Терминалы VSAT обеспечивают хранение информации, а антенны – двухстороннюю спутниковую связь со скоростью 1,2 Мбит/сек. По сравнению с передачей информации через Интернет эта система обеспечивает качественную передачу звука и изображения, что необходимо для осуществления видеоконференцсвязи, гарантирует безопасность передачи данных и в итоге оказывается экономически выгодной по сравнению с сетью Интернет.
С введением в действие ДСС в университете реализуется двусторонний интерактивный обмен данными. В первую очередь, это позволяет усовершенствовать учебный процесс, осуществляемый дистанционными методами – появляется возможность проведения коллективных занятий, организованных с помощью видеоконференцсвязи. Например, занятия проводятся преподавателем головного вуза (или другого учебного центра) одновременно с несколькими группами студентов в разных городах.
Другая информация:
Проблемы и перспективы школьного экономического образования
Для многих людей в нашей стране стало аксиомой, что без экономических знаний нельзя чувствовать себя полноправным членом общества, а экономическая подготовка является необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности. С другой стороны, явственно ощутима потребность общества в экономически гра ...
Технология проектной деятельности школьников
Сущность технологии заключается в личностно-ориентированном обучении, предполагающем развитие личности, способной самостоятельно добывать информацию, находить нестандартные решения локальных, региональных и даже глобальных учебных проблем современного развития цивилизации. Технология проектной деят ...
Структура музыкального мышления
Структуру музыкального мышления, необходимо рассматривать в единстве со структурой мышления художественного. Анализ научной литературы позволяет выделить в феномене художественного мышления два структурных уровня, соответствующих двум уровням познания – эмоциональный и рациональный. К первому (эмоц ...