Под методами обучения технологии понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение каждым учащимся технологических знаний, умений, навыков, осуществляется разностороннее развитие и воспитание его личности.
В определении понятия метода обучения технологии выделяются четыре характерных признака: деятельность учителя, деятельность учащихся, усвоение учащимися технологических знаний, умений, навыков и развитие и воспитание личности ученика.
Усвоение знаний, умений и навыков в обучении технологии имеет характерные особенности. Технические знания, которые усваивают ученики, обслуживают предметно-практическую деятельность людей и поэтому носят во многом практический характер. Следовательно, овладение ими носит практическую направленность .
Развитие личности ученика при изучении технологии также имеет свои особенности. Технологическая деятельность имеет универсальный характер. В ней проявляются практически все качества личности. Поэтому, в процессе обучения технологии осуществляется и физическое развитие (укрепление здоровья в физическом труде), и интеллектуальное (развитие технического мышления), и нравственное (формирование правильного отношения к труду).
Методы обучения технологии включают в себя отдельные элементы, называемые приемами обучения. Один и тот же прием может включаться в различные методы обучения.
В обучении технологии, в теории и на практике, распространена классификация методов обучения по источнику сообщения знаний учащихся. В соответствии с этой классификацией, методы делятся на три группы:
методы преподавания технологии, в которых источником сообщения знания является слово учителя или письменное слово учебной книги. Это методы словесного сообщения и закрепления техникотехнологических знаний;
методы, где источником сообщения знания для учащихся является образ технического объекта, процесса или явления. Это - методы демонстрации;
методы, в которых источником сообщения знаний, умений и навыков для учащихся являются их практические действия. Эти методы так и называются - методы практической работы учащихся.
Первая группа методов (1) - методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний. В этой группе методов обучения технологии широко используются методы устного изложения знаний учителем, которые могут носить характер рассказа или объяснения, беседы и работы с учебником и учебно-технической литературой. Применение этих методов позволяет учителю систематически, в строгой логической последовательности излагать технические сведения, знакомить с устройством инструментов и приспособлений, с сущностью технологических операций и т.д. Живое слово учителя технологии оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, активизирует их практическую деятельность, будит техническую мысль, развивает воображение.
К этой группе методов относятся:
рассказ - повествовательное изложение описательного, фактического учебного материала, применяется в обучении технологии при сообщении учащимся сведений, не требующих раскрытия сущности отдельных технических явлений или процессов;
объяснение - такое изложение учебного материала, при котором раскрывается сущность новых технических понятий и закономерностей, дается научное толкование технологических операций, конструкторских технических устройств и т.д. Объяснение обычно сопровождается показом, вопросами к учащимся, диктовкой и т.д.;
беседа - это диалог между учителем и учащимися, посредством которого учащихся побуждают к осмыслению и воспроизведению усвоенных знаний, к обобщению изученного материала. С помощью бесед решаются различные учебные задачи: углубление, закрепление, проверка знаний, систематизация и обобщение усвоенного материала, приобретение новых знаний. Эффективность беседы зависит от того, как будут сформулированы вопросы к ученикам;
работа с учебником или книгой. Главные функции этого метода: информационная, трансформация технических знаний в познавательные действия учащихся. Эти функции учебника (книги) дают основу для построения процесса изучения технологии.
Другая информация:
Организационные
решения по реализации необходимых требований и условий к процедуре контроля
знаний и тестирования
Одним из важнейших вопросов построения распределенных образовательных систем является задача объективной оценки результатов обучения. Следует отметить, что данная проблема многогранна и единого мнения по ее решению нет. В частности, весьма распространено мнение, что тестируемый будет использовать л ...
Методы и приёмы развития творческих способностей в процессе изучения
литературы в школе
Для реализации путей развития творческих способностей педагоги должны таким образом организовать процесс чтения и изучения литературного произведения, чтобы подростки постоянно находились в ситуации решения творческих задач. Это условие реализуется на уроках литературы наиболее ярко через метод тво ...
Групповая работа как педагогическая технология
По В.К.Дьяченко, организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение. К групповым способам обучения мо ...