Материалы » Теория решения изобретательских задач как педагогическая технология » Описание результатов внедрения Триз в педагогический процесс

Описание результатов внедрения Триз в педагогический процесс

Страница 3

Перед учениками ставится задача: выявить правило использования ресурсов одной системы. Для этого можно выбрать парную или работу в минигруппах, которым даются два уже известных им времени: Простое Прошедшее и Настоящее Продолженное Времена. Повторив их, учащимся необходимо определить образование Прошедшего Продолженного Времени. В процессе анализа каждого из предложенных времен им необходимо найти точки соприкосновения, для образования нового, по наводящим вопросам, например, Что является показателем продолженности во времени? Что является показателем прошедшего действия?

Полученные результаты ученики сравнивают с правильным ответом, предоставленным учителем. После чего происходит корректировка полученных результатов, с точки зрения пройденного понятия и формулируется правило использования его в данной ситуации, с дальнейшим проецированием на жизненные проблемы.

В результате слаженной работы коллектива и учителя, учащиеся тренируются в системном мышлении, анализе ситуаций и усваивают полученные знания о ресурсном компоненте ТРИЗ.

Знакомство с понятием «противоречие» в начальной школе.

Цель: познакомить учеников с понятием ТРИЗ – «противоречие»

Задачи:

- активизировать знания учащихся в понятии «противоположность»;

- введение понятия «противоречие»;

- обсудить к чему могут привести противоречия;

- обучить выявлению противоречий в задачах.

Активизировать знания в понятии «противоположность» можно при помощи игры «Наоборот», в которой детям необходимо не просто подобрать антонимы к словам, а также найти противопоставления по какому-либо признаку или свойству объекта. Эта игра способствует логическому и образному мышлению. В использовании своего лексикона, учителю желательно корректировать ответы детей, вводя понятие противоречие и его однокоренные слова.

На примере какой-нибудь пословицы или поговорки учитель предлагает описать противоречивые действия, объяснить, почему дети сделали такие выводы и выяснить, какую роль они могут играть в этих пословицах, и как эту роль можно связать с жизнью. В результате беседы необходимо заключить, что при разрешении противоречий мы можем получить что-то новое.

Дополнительно, можно включить в рассуждения мысли о том, что не всегда плохое, носит только отрицательный характер, а хорошее – только положительный.

Далее учитель вместе с детьми ищет противоречия на примере творческой задачи. При нахождении противоречий учителю следует подчеркнуть, что вариантов противоречивых требований для одной и той же задачи может быть сформулировано достаточно много. Но если эти варианты являются интерпретацией друг друга, то они, скорее всего, приведут к одному решению. А чтобы не завести детей в тупик, самому учителю надо помнить, что формулирование диалектических противоположностей - это только первый шаг на пути формулирования противоречия. Но если здесь допущена логическая ошибка, двигаться дальше к решению задачи бессмысленно.

Когда противоречия будут сформулированы, можно преступать к решению задачи. При этом детям должно быть очевидно, что нахождение противоречий, эта первая ступень к решению проблемы.

Знакомство с понятием ТРИЗ – «Идеальный конечный результат » (ИКР) в начальной школе.

Цель: Знакомство с понятием ТРИЗ – «Идеальный конечный результат»

Задачи:

- активизировать знания учащихся в понятии «идеальность»;

- на примере задачи показать правила поиска и формулирования ИКР.

Активизировать знания учащихся в понятии «идеальность» можно с помощью игры-беседы «Придумай идеальность», в которой ученикам предлагается назвать самые лучшие качества хорошо известных ему предметов. Задавая наводящие вопросы, учитель должен вывести детей к тому, что что-то «идеальное» обладает только полезными и положительными качествами, всем нравится и что часто оно выполняет какие-либо функции самостоятельно, «само».

На примере задачи учитель вводит понятие ТРИЗ – «ИКР», помогает ребятам искать и формулировать его.

Формулирование ИКР развивает воображение, нестандартность и независимость мышления. Учит и помогает прогнозировать, избегая неточностей и ошибок.

Основные умозаключения детей лучше всего выписывать на доску, так будет проще обращаться к ним, когда они понадобятся.

В ходе дополнения или изменения традиционных дисциплин методами ТРИЗ, разрабатываются уроки по проведению отдельных тем в пределах одного предмета. При этом использование данных методов повышает интерес к изучению той или иной дисциплины. Отмечается, что разработка интегрированных курсов на основе ТРИЗ может помочь в решении такой проблемы системы образования является не согласованность отдельных дисциплин, изучаемых в школе или ВУЗе.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Возрастные особенности студентов
Возрастной период от 18 до 23-25 лет (возраст большинства студентов) условно называют поздней юностью или началом взрослости. В отличие от подростка, который еще принадлежит к миру детства (что бы он сам об этом ни думал), и юноши, занимающего промежуточное положение между ребенком и взрослым, 18-2 ...

Гуманизация образования и воспитания в современных условиях
Сложившаяся в настоящее время социальная, политическая, культурная ситуация в стране требует глубоких исследований по гуманизации образования, которая ориентируется на индивидуализацию и дифференциацию обучения, использование индивидуальных программ развития, усиление положительных мотивов учения, ...

Семейные формы воспитания детей-сирот
Сегодня можно говорить, что в Российской Федерации в соответствии с Семейным кодексом введены следующие формы устройства сирот: усыновление, опека, приемная семья, семейный детский дом, учреждения для детей, нуждающихся в государственной поддержке. Мировой и отечественный опыт показывают, что гаран ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru