Тем не менее, успеваемость учеников обучавшихся в системе ТРИЗ и обычных учеников, практически не отличается. Возможно, это связано с тем, что, используя по-максимуму свои способности, многие из них остаются детьми и порой спешат в своих выводах, а системе оценивания традиционной школы нет критерий для оценки творческого, качественного развития личности.
Для описания результатов внедрения ТРИЗ в педагогический процесс, мы выбрали младший школьный возраст, поскольку познавательная сфера, воображение, фантазия в этом возрасте наиболее развиты. Также возрастные особенности содействуют формированию абстрактного и образного мышления.
В одной части нашей практической работе мы рассмотрим, как можно использовать некоторые компоненты ТРИЗ при изучении иностранного языка. Хочется отметить, что из-за того, что внедрение ТРИЗ на начальном этапе целесообразней, а понятийный аппарат ТРИЗ довольно обширный, то задействовать его, со всеми уточнениями на иностранном языке проблематично, поэтому объяснению поддаются только базовые понятия.
Вторую часть также будет представлять понятийный аппарат ТРИЗ, включающий пример определения, нахождения и разрешения противоречий и понятие ИКТ в творческих задачах.
Представленные разработки не связаны между собой. В образовательном процессе они могут носить ситуативный характер, как на уроках иностранного языка, так, например, и на уроках логики или в работе продленного дня.
Знакомство с понятием система на уроке английского языка в 3-4 классе.
Занятие проводится после изучения необходимой лексики по теме «Животные».
Цель: Знакомство с понятием ТРИЗ - «система».
Задачи:
- определить какие есть виды животных (домашние и дикие);
- определить признаки каждого вида (размер, чем питаются, где живут)
- на основании составленной схемы выявить подсистемы и надсистемы;
- используя данную иерархию, описать животного;
- в качестве домашнего задания придумать загадку про животного.
Для того чтобы разнообразить занятие, можно провести его в форме соревнования, разделив класс на 2 команды, одна будет составлять схему про домашних животных, другая - про диких. Предварительно можно попросить детей принести картинки с изображениями этих животных, чтобы процесс познания был более наглядным.
В ходе выявления признаков каждого вида животных, дети делают осознанные заключения. Работая в минигруппах, им легче высказываться и предлагать свои идеи. Возможно, учителю придется вместе с учениками определить, в каком направлении им думать.
Представление того, что получилось у каждой группы, ведется на английском языке, выписывается на доске учителем.
Задача учителя на дальнейшем этапе, состоит в том, чтобы дети могли сами дать определение системы, под- и надсистемы на конкретном примере. Использование иностранного языка только затруднит понимание, поэтому целесообразней обсуждать эти вопросы на русском.
На следующем этапе, в качестве конкурса для капитанов, можно попросить каждого из них описать животное, используя схему противоположной команды, а остальным участника проанализировать его ответ, с точки зрения пройденных понятий.
Формулируя описание животного, ученик вынужден построить логическую цепочку своего ответа на английском языке, в этом процессе задействованы речевые навыки, знание структуры английского предложения, а также мыслительные операции. Перед остальными участниками возникает задача прослушать, понять и запомнить сказанное (развитие навыков аудирования, восприятия и памяти). С образного представления этого животного, соотношения сказанного с полученными знаниями о системе, начинает развиваться системное мышление.
Знакомство учеников 5-6 классов с понятием ТРИЗ «Ресурс» на уроках английского языка на примере грамматического времени.
Цель: знакомство и применение понятия ТРИЗ «ресурс»
Задачи:
- ввести понятие «ресурс»;
- определить ресурсы системы английского языка на примере времен;
- опираясь на ранее полученные знания (образование настоящего продолженного и простого прошедшего времен) сформулировать правило образования прошедшего продолженного времени, используя ресурсы языка.
- сформулировать общее правило использования ресурсов в системе.
На первом этапе учителю необходимо определить, как понимают слово «ресурс» учащиеся, используя метод беседы и наводящих вопросов. Дать определение в соответствии с ТРИЗ. Далее вместе с учениками определить ресурсы грамматических времен английского языка. Установить взаимосвязь между их использованием, названием и образованием.
Другая информация:
Современные задачи и содержание уроков чтения
в старших классах специальной школы 8 вида
На уроках чтения в 7 - 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение к ...
Гуманистические принципы отбора содержания и методов реализации
дизайнобразования старшеклассников
Всесторонний подход к анализу предмета исследования в рамках нашей квалификационной работы позволил выявить основные принципы осуществления дизайнобразования на гуманистических основах. Этим принципам отнесены: личностно-деятельностный, личностно-развивающий, принцип научности, ценностной ориентаци ...
Организация процесса обучения БЖ на основе личностно-ориентированного
подхода
При личностном подходе существование индивидуальных различий среди детей есть необходимое условие достижения поставленной цели – обеспечить развитие каждого ученика как неповторимой личности. В личностно-ориентированной системе образования принцип индивидуализации является не пустой декларацией, а ...