В соответствии с частными задачами данного параграфа остановимся на характеристике собственно внеурочной деятельности в рамках нашего понимания. Внеурочная деятельность, то есть деятельность, находящаяся за рамками урочного расписания и в, свою очередь, дополняющая систему образования, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие личности школьника.
Внеурочная деятельность рассчитана на саморазвитие подростка. Участие его во внеурочной деятельности - это способ ненасильственного введения ребенка в культуру, где есть место и подростковой самости и образовательным программам взрослого. Этот способ связан с именами Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их многочисленными последователями .
Проектируя их подход на внеурочную деятельность, можно социализировать подростка более успешно. В любой секции, в любом клубе должны быть одновременно проработаны содержание совместной деятельности и самой формы совместности, способов общения и сотрудничества. Старшие подростки, участвуя в такой деятельности, пытаются самоопределиться: что мы собираемся делать вместе, и как мы будем это делать вместе.
Следовательно, формы внеурочной деятельности, в соответствии с возрастными особенностями подростков переходного этапа должны строиться нa основе совместности и сознательной договоренности о сотрудничестве, на уровне эмоционального доверия.
Построение атмосферы согласия может просходить не на чистом месте, а на опыте старых обид, страхов, травм. Если обратимся к знаменитой пирамиде потребностей А. Маслоу, то потребность в самоактуализации, самореализации, самоусовершенствовании - есть то, что можно развить в подростках и находится на самой вершине.
«Запустить» процесс саморазвития подростка с низким уровнем самоуважения, самопринятия, с ощущением опасности окружающего мира не возможно, поэтому внеурочная деятельность должна позволить подростку ощутить радость успеха, стремление повторить его. Внеурочная деятельность, интегрируясь с системой образования в целом, позволяет подростку выработать активную жизненную позицию, самоопределиться, самоутвердиться, самосовершенствоваться.
Система внеурочной деятельности представлена широким разнообразием форм. В рамках нашего исследования мы акцентировали внимание на кружках, студиях, секциях, клубах.
Под кружками мы понимаем группу людей, объединенных совместной деятельностью, в результате которой субъект приобретает определенные знания, умения, навыки, выходящие за рамки общеобразовательной программы.
Студии рассматриваются нами как объединение творческих коллективов, сочетающих своей работе учебно-экспериментальные и деятельностные задания - выступления, концерты.
Секция (от лат. sectio - разрезание, разделение) с точки зрения внеурочной деятельности понимается как отделение (структурный отдел) общего направления образовательного учреждения (или процесса).
Например, среди спортивных секций можно выделить секцию волейбола, лыжную секцию, спортивных игр и так далее.
Клубы - это общественные организации, объединяющие людей для повышения культурного уровня, для совместного отдыха, развлечений и так далее.
Проанализировав, таким образом, вышеописанные формы внеурочной деятельности, мы пришли к выводу, что они способны удовлетворить основные потребности старших - общение со сверстниками, самоутверждение референтной группе и так далее.
Подводя итоги данного параграфа, мы считаем необходимым сформулировать комплексное определение внеурочной деятельности, способствующей успешной социализации старших подростков.
С этой точки зрения, внеурочная деятельность представляет собой деятельность старшего подростка, которая с одной стороны, построена на принципе культурообусловленности и имеет личностный смысл, с другой стороны, обеспечивает чувство успешности за счет ненасильственного введения подростка в культуру, а также интегрирована в образовательную систему, в которой представлена многообразием форм.
Исходя из этого определения, можно заключить, что такие характерные черты старшего подросткового возраста, как промежуточность и неустойчивость, благодаря которым подросток оказывается в группе риска, можно существенно сгладить.
С целью подтверждения данного допущения мы решили провести экспериментально-опытное исследование исследуемой нами проблемы на материале средней общеобразовательной школы.
Педагогическая организация досуга старшеклассников несёт в себе серьёзные воспитательные возможности. Подростки обычно меньше сопротивляются воздействиям педагогов в обстановке свободной деятельности. Влияние в свободное время воспринимается как непреднамеренное и не посягающее на свободу личности. С этой точки зрения весьма перспективной формой воспитания является школьный клуб. Под этим понятием имеется в виду не место, где располагаются различные кружки, а досуговое сообщество, особую организацию деятельности и общения. Английское слово «Club» имеет ряд значений; среди них: «собираться вместе», «устраивать складчину», «клуб».
Другая информация:
О возможности применения системы учебных задач в
программе А.Г. Мордковича
В программе А.Г. Мордковича понятие функции вводится по принципу "от частного к общему". Базовой моделью для введения линейной функции является линейное уравнение с двумя неизвестными, которое появляется как модель практической ситуации (модель текстовой задачи). Автор осуществляет перехо ...
Анализ программы по изобразительному искусству и художественному труду под
редакцией Б.М. Неменского
Прежде всего, мы выбрали эту программу, потому что в ней предоставлено большее количество часов, а именно в 6 классе для изучения этой темы посвящена полная (первая) четверть учебного года (8 часов). За этот период, можно непрерывно и не опираясь на остаточные знания ознакомить и научить детей виде ...
Пути и приемы реализации МПС на уроках технологии
В ХХI веке происходят качественные изменения в сфере общественного производства: техническая революция перерастает в технологическую. Технологически образовывать ученика значит в интересах, прежде всего его собственных, а также общества, государства сформировать у него жизненно важные общетрудовые ...