В послевоенный период основными задачами внешкольных учреждений были помощь школьникам в успешной учебе и содействие воспитанию разносторонне развитых и активных строителей коммунистического общества. К этому времени значительно расширилась сфера деятельности пионерской организации, были созданы ее советы. Развитие внешкольной работы нельзя рассматривать в отрыве от детского и молодежного движения, Всесоюзных пионерских маршей, школ актива.
В 60-е годы оживлению внешкольной работы способствовала коммунарская методика, разработанная и апробированная во внешкольных учреждениях г. Ленинграда. В 70–80-е годы, сеть внешкольных учреждений стала развиваться еще более быстрыми темпами. Создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом дифференциации интересов детей. Это − учреждения министерства речного и морского флота, технические кружки и клубы, в содержание работы которых входит радиоэлектроника, автоматика, телемеханика, биохимия, генетика, космонавтика; специализированные детские парки и пр. Усилилась тенденция повышения ответственности предприятий и учреждений за организацию и материально-техническое обеспечение деятельности детей по своему профилю в свободное время. Появляются детские театры, ансамбли, активизируется работа клубов по месту жительства, организация работы с детьми в разновозрастных отрядах. Особое развитие получают различные направления массовой работы: Всесоюзные недели, ярмарки, смотры, конкурсы, праздники, акции.
Во второй половине 80-х годов с развитием концепции непрерывного образования образовательно-воспитательная деятельность заняла приоритетное положение в системе работы внешкольных учреждений. Центральное место во внешкольной работе принадлежит развивающейся личности, проблемам ее нравственного и профессионального самоопределения. Преодолению формализма и администрирования в большей степени способствует освобождение внешкольной работы от жесткой регламентации. Внешкольным учреждениям возвращаются их права: самостоятельной разработки программ своей деятельности, определение структуры, численности детских коллективов и педагогических штатов.
Анализируя положение внешкольной работы к 90-м годам XX века, можно отметить наиболее высокий уровень развития внешкольных учреждений как составной части социума. Кроме того, сформировались главные особенности, отличающие их от школы: свобода выбора деятельности, педагога, обучающей программы; возможность менять виды деятельности, коллектив, педагога; главным организующим началом является не урок, а творчество в различных его проявлениях; между ребенком и педагогом сложились особые взаимоотношения сотрудничества и сотворчества; индивидуальный подход в сочетании с социальной направленностью деятельности позволяют ребенку найти свое место в жизни, получить допрофессионалъную или начальную профессиональную подготовку.
Эти образовательные учреждения призваны создать условия для творческой самореализации всех детей. Особое место во внешкольных учреждениях приобрела проблема социального становления детей. Внешкольные занятия проводятся по различным, в том числе индивидуальным, авторским, профильным, комплексным и другим программам; образовательный процесс строится на дифференцированном, индивидуальном и личностном подходе к детям с учетом их возрастных особенностей; расширяются межличностные связи школьников, способствующие обогащению их жизненного опыта.
В 1992 году новый закон РФ «Об образовании» вернул внешкольным учреждениям статус образовательных учреждений для детей. Можно сказать, что история, сделав виток, вместе со всем богатым накопленным опытом вывела систему внешкольной работы на тот уровень, который предполагался в начале XX века, − статус неформального, дополненного, продолженного образования.
Другая информация:
Формы и методы работы по развитию музыкального мышления младших школьников
на уроках музыки
Результаты первоначальной диагностики уровня развитости музыкального мышления младших школьников показали, что у детей данной возрастной категории данное качество недостаточно развито (высокий уровень в обеих группах представлен лишь 20-30% учащихся). Это свидетельствует о недостаточно развитом чув ...
Классификация детских игр
Детские игры - явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В силу многообразия детских игр оказывается сложным определить исходные основания для их классификации. ...
Специфика образовательного сервиса на современном этапе
Образовательный сервис на современном этапе является одним из самых значительных и динамичных элементов социальной инфраструктуры. Родоначальником современной системы образования, которой мир пользуется уже четвертое столетие, по праву считается Ян Амос Коменский. Изменялись формы правления, сходил ...