Материалы » Социально-педагогическая деятельность в приемной семье » Особенности психологического развития детей в приемной семье

Особенности психологического развития детей в приемной семье

Страница 1

Особенности психологического развития детей, оставшихся без попечения родителей, дошкольного возраста нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Кравченко А.И., Дубровина И.В., Андреева А.Д., Павленок П.Д., Ушинский К.Д., Флейк-Хобсон К. и др.

Не только общество, но и отдельный человек живет по законам группы. Ученые доказали, что многие особенности человека – способность к абстрактному мышлению, речь, язык, самодисциплина и нравственность являются итогом групповой деятельности. В группе рождаются нормы, правила, обычаи, традиции, ритуалы, церемонии.

Социальная группа детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свои особенности психологического развития.

Исследуя отечественных и западных психологов, Флейк-Хобсон К. и Робинсон Б.Е. в своем учебнике «Развитие ребенка и его отношение с окружающими», дают сравнительная характеристику детей, оставшихся без родительского попечения, где показано, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от сверстников, растущих в семьях. У них отмечается замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, несколько позднее формируются навыки саморегуляции и правильного поведения.

Известны случаи, когда у детей, живущих в детдомах с их негативным эмоциональным окружением, а также у тех, кто жил в семье с конфликтной атмосферой, наблюдались задержки в росте и прибавлении веса. Это явление, известно под названием «депревационной карликовости», обусловлено тем, что организм ребенка реагирует на эмоциональные переживания, прекращая выработку гормона роста.

Наихудшие последствия для эмоционального развития ребенка имеет его разлуку с матерью и воспитание в приемной семье через полгода-год после рождения, т.е. в период, когда достигает пика чувство привязанности. Если дети, воспитывающиеся в приемных семьях были лишены возможности поддерживать стабильные отношения с одним взрослым, ухаживающим за ними, то они не способны к крепкой привязанности, как не могут и отличить незнакомца от того, кто их кормил и о них заботился.

У таких детей не возникает ни страха перед незнакомцами, ни специфических привязанностей, подобных тем, какие есть у «домашних» детей. Фактически они становятся столь же равнодушными по отношению к другим, как приемные родители – к ним. Недостаточная социальная стимуляция и слабая привязанность приводят к тому, что пик улыбчивости наступает у них на 7 недель позже, чем у «домашних» детей.

По данным многих исследований, дети, воспитывающиеся в приемных семьях, отличаются резко выраженной дезадаптацией, которая усиливается многими психотравмирующими факторами: изъятием ребенка из семьи, помещением ребенка в чужую семью.

В то же время, есть данные, которые показывают, что переживание детьми шоковых травмирующих ситуаций способствует утрате чувства безопасности. Эти ситуации отличаются большой силой воздействия, угрожают жизни и благополучию ребенка. Они могут быть вызваны нападениями животных, особенно собак; появлением чужих людей: драками; пьяными попойками и разборками; избиением или убийством родных или близких в присутствии детей, последствиями перенесения катастроф, войн, взрывов, смерти близких, насилием, жестоким обращением с детьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Судьба церкви на западе и востоке на пороге средних веков
В первые 4—5 веков христианской эры судьбы Восточной и Западной половины Римской империи были и в историческом, и в образовательном отношении почти одинаковы. Еще не сказалось влияние таких факторов, которые должны были обусловить различную судьбу той и другой половины, а, вместе с тем, и различное ...

Цепочка учебных затруднений на формирование понятия функции в курсе алгебры С.Ф. Горбова
Как уже отмечалось, в курсе С.Ф. Горбова понятие функции вводится с помощью специально организованных авторами ситуаций затруднения. Они оформляются в заданиях. Остальные задачи, предлагаемые в задачнике, направлены на конкретизацию понятия или применение введенного способа. С.Ф. Горбов довольно ча ...

Общие закономерности ландшафтной оболочки, классификация и таксономия ландшафтов
География (от греч. geo - Земля), система естественных (физико-географических) и общественных (экономико-социальных) географических наук, изучающих географическую оболочку Земли, природные, производственно-территориальные и социально-территориальные комплексы и их компоненты. География - наука о за ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru