1. Состав класса и уровень умственного развития учащихся.
2. Психологические особенности детей данного возраста.
3. Оптимальность учебного расписания на данный день недели.
4. Учет недостатков работы класса и постановка целей, способствующих их устранению.
5. На каких уроках уровень решения данной цели был наиболее высоким.
6. Как прослеживалась обратная связь со всеми учащимися в учебной деятельности от урока к уроку, причины ее снижения и рекомендации по повышению ее уровня.
7. Как совершенствовались навыки и техника чтения каждого ученика на протяжении всех уроков.
8. Каков результат усвоения знаний каждым учеником на всех уроках данного дня.
9. Оптимальность и посильность домашнего задания учащихся в целом и по каждому уроку в отдельности.
10. Какие методы, приемы и средства способствовали более эффективному усвоению знаний, умений, навыков учащихся и рекомендации по их использованию другими учителями.
11. Рекомендации по технологии ликвидации отмеченных общих и индивидуальных недостатков в организации учебной работы учащихся класса.
Системный анализ урока
1. Рассмотрение объекта деятельности как системы, т.е. как органического множества взаимодействующих элементов.
2. Определение состава структуры и организации элементов и частей системы.
3. Обнаружение ведущих взаимодействий между ними.
4. Выявление внешних связей системы, выделение из них главного.
5. Определение функциональной системы, ее роли среди других систем.
6. Анализ диалектической структуры и функций систем.
7. Обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.
Требования к анализу урока
1. Расчленить на части (этапы, характерные его сущности).
Главное не вырывать часть из целого, а рассматривать их в целом уроке и в связи с другими
частями.
2. Следующим шагом является оценка каждой части:
а) правильность постановки триединой цели
б) правильность отбора содержания под эти цели
в) адекватность методов и средств организации учебно-познавательного процесса содержанию и целям
Достигнуты ли цели урока - можно утверждать только в том случае, если результат соответствует каждой цели.
Помните: только факты, цифры могут говорить об уровне достижения цели.
Схема для анализа деятельности учителя
1. Характер отношения учителя к ученикам
2. Понимания законом познания
3. Постоянное повышение психолого-педагогической и методической квалификации
4. Работа над развитием и совершенствованием своих педагогических способностей
5. Систематическая работа учителя над совершенствованием педагогической техники
6. Работа учителя по ознакомлением с опытом педагогов-новаторов, с новыми
педагогическими технологиями
7. Систематическое изучение учащихся
8. Изучение государственных программ и учебников
9. Составление календарного плана на год
10. Подготовка учителя к каждому уроку
11. Проведение урока
12. Самоанализ урока.
13. Рефлексия
14. Анализ письменных работ учащихся
15. Внеурочная работа по предмету
16. Работа учителя как классного руководителя
17. Общественная работа педагога
Результат работы учителя
оценивается через следующие качественные характеристики:
1 - целенаправленность его деятельности на уроке;
2 - характер отношений с учащимися;
3 - индивидуально-личностный подход к учащимся;
4 - дифференцированный подход к обучению;
5 - умение педагога приводить в соответствие содержание учебного материала, методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся;
6 - работа учителя по формированию и развитию общеучебных навыков и умений;
7 - работа по развитию познавательного интереса;
8 - работа учителя по формированию знаний, умений и навыков и вооружению учащихся способами познавательной деятельности;
9 - сфокусированность усилий на формировании понятий;
10 - развитие общих способностей учащихся;
11 - объективность оценки знаний учащихся, соединение использования оценки и отметки;
12 - эффективность усилий, развивающих личность;
13 - эффективность воспитывающих влияний.
Как видим, оценка результата работы учителя на уроке - процесс достаточно многоаспектный и сложный. Он не заканчивается на характеристике этих критериев, ибо результаты работы учащихся на уроке являются также и критериями работы учителя.
Результаты работы учащихся на уроке
Необходимо отметить, что эффективность любого урока определяется не только тем, что учитель пытается дать детям, а прежде всего тем, что именно они взяли в процессе обучения. Учеником можно назвать не того, кого учитель учит, а того, кто у него учится.
"Ученический блок" конечного результата урока складывается из следующих позиций.
Другая информация:
Общие пропорции и размеры фигуры
Размеры фигуры, предлагаемые здесь, отходят от традиционных семи с половиной высот головы и устанавливаются на восьми и трех четвертях для всей высоты фигуры. Принимая высоту головы за единицу измерения для определения пропорций фигуры, получим следующие величины: 1. Передний торс: высотой в три вы ...
Сущность увлечения античной литературой
Чем же, однако, увлекала классическая литература тогдашнее образованное общество? Произведения классической древности отражали то время, когда люди и жили, и развивались, и мыслили наиболее свободно, без гнета каких-либо признанных, властных авторитетов, какие особенно давали себя знать в средние в ...
Формирование познавательных умений и интересов учащихся под влиянием
межпредметных связей
Развитие познавательных интересов зависит от овладения учащимися обобщенными умениями поисковой деятельности и умениями осуществлять межпредметные связи. Изучение психологии мышления доказало, что в качестве внутреннего побудителя поисковой деятельности, действующего сопряженно со знаниями и способ ...