особый социальный статус ребенка – он ничей, у него никого нет, никто им не интересуется и он никому не нужен;
ориентировка на официально принятые нормативы, которые изменить нельзя, но они категоричные и односторонние;
наличие у большинства воспитанников отклонений в состоянии здоровья и психического развития, зачастую возникающих в силу социально-педагогической запущенности (наиболее часто проявляется задержка психического развития);
наличие дефицита индивидуального общения с близкими взрослыми;
ограничение социальной активности ребенка;
недостаточное включение в разные виды полезной для детей практической деятельности, приводящее к депривации;
наличие ограничений в сфере реализации усвоенных социальных норм и социального опыта;
наличие чрезмерно большого опыта в некоторых вопросах, избыточного опыта, не соответствующего возрасту детей и подростков, и в силу этого неадекватно применяющегося;
принудительный характер общения со сверстниками при отсутствии навыков, необходимость адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению, состоянию тревоги, усилению агрессии;
жесткая регламентация организации жизни детей и подростков, ограничение личностного выбора, подавление самостоятельности и инициативности, невозможность проявлять саморегуляцию и внутренний самоконтроль;
скудный выбор образцов для подражания, усвоения социального поведения, что приводит к затруднениям в усвоении и воспроизведении опыта;
ограниченность контактов детей, их изолированность, отстраненность от реальной жизни, формирующие иждивенчество и боязнь внешнего мира;
выработка особой нормативности по отношению к "своим" и "чужим", появление особого чувства "мы".
Все перечисленные причины определяют особенности социализации воспитанников учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки, которые наиболее ярко характеризуют выпускников интернатных учреждений. Для таких детей, по данным исследований психологов, педагогов и социальных работников, характерно наличие следующих черт:
иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности;
трудности в общении, отсутствие избирательности общения;
инфантилизм, замедленное самоопределение, неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;
перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения;
неуверенность в себе, своем будущем, агрессия по отношению к внешнему миру.
Таким образом, процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособления в обществе.
Личность, адаптированная в обществе и не способная противостоять ему, может рассматриваться как жертва социализации, а неадаптированная личность в обществе может стать жертвой социализации – человеком с девиантным поведением.
Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются воспитанники учреждений социальной и психолого-педагогической поддержки детства, так как среди них наибольшее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и в приемных семьях зачастую таким детям не уделяется особого внимания.
Другая информация:
Методика повышения результативности бросков со средних дистанций
Большая часть баскетбольных упражнений, так или иначе, включает броски в корзину. Во всех упражнениях в бросках нужно менять сторону площадки, с которой выполняется бросок. Упражнения в бросках в движении. Команда разбивается на две колонны по 8 игроков в каждой. Первые два игрока в левой колонне в ...
Основные направления и методические подходы к коррекции грамматического
строя речи
Основы коррекционного обучения разработаны в исследованиях ряда авторов (Р.Е. Левина, Б.М. Гриншпун, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина, Г.В. Чиркина, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичева, А.В. Ястребова и др.) формирование речи основывается на следующих положениях: распознавание ранних признаков ОНР и его влияние ...
Формирующий эксперимент. Апробация системы уроков по теме «Семейный бюджет»
Формирующий эксперимент проходил в экспериментальном (11К) профильном классе в гимназии № 1 г.Североморска и включал в себя следующие мероприятия: - проведение уроков экономики по теме «Семейный бюджет» с использованием активных методов обучения: деловые игры, дискуссии; показ мультимедийных презен ...