Материалы » Семейный бюджет: реализация в практике преподавания экономики в школе » Семейный бюджет в системе экономических знаний

Семейный бюджет в системе экономических знаний

Страница 2

Планирование семейного бюджета предполагает ведение домашнего хозяйства, знание, из чего состоят доходы семьи и как расходуются денежные средства. Денежные доходы – это, прежде всего, заработная плата, а также пенсии, пособия, стипендии, или так называемые государственные социальные выплаты. Кроме того, возможны доходы от собственности (плата за аренду жилья, проценты по денежным вкладам) или от предпринимательской деятельности.

К расходам относятся налоги и другие обязательные платежи. Некоторые налоги (например, подоходный) автоматически вычитаются из заработной платы и даже не включаются в семейный бюджет, другие выплачиваются членами семьи самостоятельно, например, налог на имущество. Многие семьи делают сбережения: они отказываются от потребления в настоящем, откладывая часть своих доходов на будущие расходы. Обычно личные сбережения хранятся в сберегательном банке.

По итогам анализа литературы, посвященной рассматриваемой в работе тематике, можно прийти к выводу, что создание нормальных условий для производства человеческого фактора требует не только эффективного ведения домашнего хозяйства, но и формирования и использования семейного бюджета. Главный недостаток многих семей – неумение соизмерить свои соблазны с доходами. И это нередко ведет к многочисленным долгам, плохому настроению, нервозности.

В свете выявленных проблем представляется необходимым провести анализ содержания темы «Семейный бюджет» на профильном уровне общеобразовательного стандарта. Как уже указывалось нами в 1 главе дипломной работы, учебный предмет «Экономика» в разных школах представлен на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.

Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и необходимых каждому человеку навыков экономического мышления и поведения и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации; на базовом уровне в содержание образования включается лишь необходимый минимум теоретических концепций и профессиональных терминов.

Профильный уровень выбирается с учетом личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному экономическому образованию. На профильном уровне обучающиеся получают общее представление о том, какими инструментами анализа пользуются профессиональные экономисты и какие проблемы они решают. В приведенной ниже таблице № 3 рассмотрим подробно цели, содержание и необходимый перечень знаний, умений и навыков, которыми должны обладать обучающиеся по завершении изучения темы «Семейный бюджет» в профильном 11 классе.

Таблица № 3

Тема «Семейный бюджет» в школьном курсе экономики на профильном уровне общеобразовательного стандарта

Цели

Содержание

Приобретаемые знания, умения, навыки

1. Освоение системы знаний

Источники семейных доходов. Анализ структуры, составление баланса расходов и доходов семьи. Заработная плата как основной источник доходов граждан. Семейные расходы и закономерности их изменения. Сбережения и потребительский кредит. Инфляция и семейная экономика; неравенство личных доходов. Потребительская корзина.

1. Должны знать/понимать:

- основные экономические принципы функционирования семьи;

- проблемы экономического неравенства, то есть различий в благосостоянии граждан;

- семейные расходы и закономерности их изменения.

2. Должны уметь:

- приводить примеры различия в богатстве семей и их сглаживание государством, влияния инфляции на доходы семей; анализа структуры семейных доходов;

- выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;

- находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических данных.

- описывать: факторы благосостояния и цели ведения семейного бюджета, виды налогов, потребительскую корзину; структуру доходов и расходов семейного бюджета; пути экономии; негативное влияние инфляции на семейную экономику;

- сравнивать: уровни благосостояния разных групп населения одной страны (принимая в качестве критерия долю расходов семьи на питание). Благосостояние граждан разных стран. Номинальный и реальный доход семьи.

3. Приобретают навыки вычисления на условных примерах Сметы/бюджета доходов и расходов семьи.

2. Овладение умениями

Сопоставление потребностей и возможностей, оптимальное распределение своих материальных и трудовых ресурсов, составление семейного бюджета.

3. Развитие экономического мышления, содействие профессиональному самоопределению

Способности критически осмысливать полученную информацию об экономике, государственной экономической политике, вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях; применять полученные знания в дальнейшей самостоятельной жизни, в частности при ведении домашнего хозяйства (составлении семейного бюджета). Нахождение путей экономии при ведении семейного бюджета.

4.Формирование готовности использовать полученные знания по вопросам:

- исполнения типичных экономических ролей;

- решения практических задач в повседневной жизни;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- оценки событий с экономической точки зрения;

- осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Комплексная модернизация образования. Механизмы реализации
Основная цель комплексной модернизации - предоставить всем школьникам возможность получить качественное общее образование. В первую очередь это означает обеспечение современных условий: а) оснащенность комплексом учебного и компьютерного оборудования, функциональные возможности которого полностью о ...

Структура сети образовательных учреждений Пензенской области
В Пензенской области идут процессы, направленные на оптимизацию сети образовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественного образования. За период с 2006 по 2009 год число дневных общеобразовательных школ сократилось с 754 до 630, то есть на 124 учреждения (16%). В 2010 году число общ ...

Упражнения для подготовки к единому государственному экзамену по Бабайцевой В.В
Изучение раздела “Фразеология” представляет для учащихся определенную сложность. Причинами являются: 1) низкая речевая культура учащихся; 2) бедный словарный запас; 3) явление фразеологии само по себе сложное; 4) большое количество фразеологизмов в русском языке (несколько десятков тысяч); 5) на из ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru