Планирование семейного бюджета предполагает ведение домашнего хозяйства, знание, из чего состоят доходы семьи и как расходуются денежные средства. Денежные доходы – это, прежде всего, заработная плата, а также пенсии, пособия, стипендии, или так называемые государственные социальные выплаты. Кроме того, возможны доходы от собственности (плата за аренду жилья, проценты по денежным вкладам) или от предпринимательской деятельности.
К расходам относятся налоги и другие обязательные платежи. Некоторые налоги (например, подоходный) автоматически вычитаются из заработной платы и даже не включаются в семейный бюджет, другие выплачиваются членами семьи самостоятельно, например, налог на имущество. Многие семьи делают сбережения: они отказываются от потребления в настоящем, откладывая часть своих доходов на будущие расходы. Обычно личные сбережения хранятся в сберегательном банке.
По итогам анализа литературы, посвященной рассматриваемой в работе тематике, можно прийти к выводу, что создание нормальных условий для производства человеческого фактора требует не только эффективного ведения домашнего хозяйства, но и формирования и использования семейного бюджета. Главный недостаток многих семей – неумение соизмерить свои соблазны с доходами. И это нередко ведет к многочисленным долгам, плохому настроению, нервозности.
В свете выявленных проблем представляется необходимым провести анализ содержания темы «Семейный бюджет» на профильном уровне общеобразовательного стандарта. Как уже указывалось нами в 1 главе дипломной работы, учебный предмет «Экономика» в разных школах представлен на двух уровнях – базовом и профильном. Оба уровня стандарта имеют общеобразовательный характер, однако они ориентированы на приоритетное решение разных комплексов задач.
Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей культуры и необходимых каждому человеку навыков экономического мышления и поведения и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации; на базовом уровне в содержание образования включается лишь необходимый минимум теоретических концепций и профессиональных терминов.
Профильный уровень выбирается с учетом личных склонностей, потребностей обучающегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному экономическому образованию. На профильном уровне обучающиеся получают общее представление о том, какими инструментами анализа пользуются профессиональные экономисты и какие проблемы они решают. В приведенной ниже таблице № 3 рассмотрим подробно цели, содержание и необходимый перечень знаний, умений и навыков, которыми должны обладать обучающиеся по завершении изучения темы «Семейный бюджет» в профильном 11 классе.
Таблица № 3
Тема «Семейный бюджет» в школьном курсе экономики на профильном уровне общеобразовательного стандарта
Цели |
Содержание |
Приобретаемые знания, умения, навыки |
1. Освоение системы знаний |
Источники семейных доходов. Анализ структуры, составление баланса расходов и доходов семьи. Заработная плата как основной источник доходов граждан. Семейные расходы и закономерности их изменения. Сбережения и потребительский кредит. Инфляция и семейная экономика; неравенство личных доходов. Потребительская корзина. |
1. Должны знать/понимать: - основные экономические принципы функционирования семьи; - проблемы экономического неравенства, то есть различий в благосостоянии граждан; - семейные расходы и закономерности их изменения. 2. Должны уметь: - приводить примеры различия в богатстве семей и их сглаживание государством, влияния инфляции на доходы семей; анализа структуры семейных доходов; - выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа; - находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических данных. - описывать: факторы благосостояния и цели ведения семейного бюджета, виды налогов, потребительскую корзину; структуру доходов и расходов семейного бюджета; пути экономии; негативное влияние инфляции на семейную экономику; - сравнивать: уровни благосостояния разных групп населения одной страны (принимая в качестве критерия долю расходов семьи на питание). Благосостояние граждан разных стран. Номинальный и реальный доход семьи. 3. Приобретают навыки вычисления на условных примерах Сметы/бюджета доходов и расходов семьи. |
2. Овладение умениями |
Сопоставление потребностей и возможностей, оптимальное распределение своих материальных и трудовых ресурсов, составление семейного бюджета. | |
3. Развитие экономического мышления, содействие профессиональному самоопределению |
Способности критически осмысливать полученную информацию об экономике, государственной экономической политике, вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях; применять полученные знания в дальнейшей самостоятельной жизни, в частности при ведении домашнего хозяйства (составлении семейного бюджета). Нахождение путей экономии при ведении семейного бюджета. | |
4.Формирование готовности использовать полученные знания по вопросам: |
- исполнения типичных экономических ролей; - решения практических задач в повседневной жизни; - совершенствования собственной познавательной деятельности; - оценки событий с экономической точки зрения; - осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации. |
Другая информация:
Комплексная модернизация образования. Механизмы реализации
Основная цель комплексной модернизации - предоставить всем школьникам возможность получить качественное общее образование. В первую очередь это означает обеспечение современных условий: а) оснащенность комплексом учебного и компьютерного оборудования, функциональные возможности которого полностью о ...
Структура сети образовательных учреждений Пензенской области
В Пензенской области идут процессы, направленные на оптимизацию сети образовательных учреждений, обеспечивающих доступность качественного образования. За период с 2006 по 2009 год число дневных общеобразовательных школ сократилось с 754 до 630, то есть на 124 учреждения (16%). В 2010 году число общ ...
Упражнения для подготовки к единому государственному экзамену
по Бабайцевой В.В
Изучение раздела “Фразеология” представляет для учащихся определенную сложность. Причинами являются: 1) низкая речевая культура учащихся; 2) бедный словарный запас; 3) явление фразеологии само по себе сложное; 4) большое количество фразеологизмов в русском языке (несколько десятков тысяч); 5) на из ...