Материалы » Процесс обучения навыка диалогической речи через использование ролевой игры » Условия эффективного использования ролевой игры как средства развития диалогической речи на уроках иностранного языка

Условия эффективного использования ролевой игры как средства развития диалогической речи на уроках иностранного языка

Страница 5

С точки зрения учащихся, ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Она выполняет определенную функцию, которую можно увидеть на схеме:

обучающая

мотивационно-побудительная

компенсаторная

Рис. 1 Функции ролевой игры

Рассмотрим эти функции подробнее. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность, так как именно игра, мотив лежат в содержании деятельности, а не вне нее.

Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке. И именно в этой позиции она выполняет мотивационно - побудительную функцию.

Ролевая игра обеспечивает обучающую функцию, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях.

Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что именно в ролевых играх воспитываются дисциплина, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Ролевая игра формирует у школьников способность играть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению.

Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Таким образом, 'ролевая игра выполняет и ориентирующую функцию.

Компенсаторная функция ролевой игры проявляется в том, что именно в игре разрешается противоречие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции. Дети стремятся к общению, и ролевая игра дает им возможность реализовать свое стремление.

С позиции учителя ролевая игра выступает как форма организации учебного процесса, цель которой заключается в формировании и развитии речевых навыков и умений у учащихся.

В игре учитель может занимать следующие позиции (см. Рис.2):

ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ

руководитель

Рис. 2 Позиция учителя в ролевой игре

Из данной схемы видно, что на уроке учителю приходится проигрывать многочисленные ситуационные роли (под которыми понимаются более или менее зафиксированные стандарты поведения и деятельности), которые не задаются однозначно социальными отношениями, а устанавливаются в ситуациях педагогического общения и в большей степени зависят от типа и формы организации урока; например, роль наблюдателя, роль контролера, роль партнёра по общению, роль участника или организатора деятельности и др.

Ролевые отношения между участниками общения являются основным параметром, определяющим характер ситуации.

Джон В. Оллер отмечает, что ролевая игра делает человека более гибким, т.е. добившись мастерства в языковом поведении, он с легкостью сможет применять полученные навыки и умения в новых ситуациях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Самоорганизация младших школьников как педагогическая проблема
В психолого-педагогической литературе все чаще появляются слова: «самопознание», «самоуправление», «самоорганизация», «самореализация», «самодеятельность», «самоконтроль», «самооценка», «самовнушение», «саморазвитие». В современных концепциях развития отечественной системы образования отмечается пе ...

Цепочка учебных затруднений на формирование понятия функции в курсе алгебры С.Ф. Горбова
Как уже отмечалось, в курсе С.Ф. Горбова понятие функции вводится с помощью специально организованных авторами ситуаций затруднения. Они оформляются в заданиях. Остальные задачи, предлагаемые в задачнике, направлены на конкретизацию понятия или применение введенного способа. С.Ф. Горбов довольно ча ...

Возможности дизайонобразования на гуманистических основах в содержании учебных программ образовательной области «Технология»
гуманистический дизайнообразование гуманизация старшеклассник Современный этап развития общества, связанный с внедрением новых технологий направлен на более полную реализацию потенциальных способностей личности и имеет неоценимое значение подготовки подрастающих поколений к обозримому будущему. В п ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru