Наиболее простой является контролируемая ролевая игра, для участия в которой школьники получают необходимые реплики. Их задача заключается в том, чтобы, внимательно слушая друг друга, объединить данные реплики в контекст ролевого общения.
Более сложной является умеренно контролируемая ролевая игра, в которой участники получают общее описание сюжета и описания своих ролей. Проблема заключается в том, что особенности ролевого поведения известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции.
Наиболее сложными являются свободная ролевая игра, когда школьники получают обстоятельства общения, и длительная ролевая игра, которая продолжается в течение длительного периода и представляет собой серию эпизодов из жизни класса, деятельности предприятия или др. Такие игры открывают простор для инициативы и творчества.
Что касается свободной ролевой игры, то при ее проведении сами учащиеся должны решать, какую лексику им использовать и как будет развиваться действие.
Учитель называет тему ролевой игры, а затем просит учащихся составить различные ситуации, затрагивающие разные аспекты темы. Учитель может разделить класс на группы, предложить каждой группе выбрать ситуацию и дать время на подготовку.
При этом если потребуется, он помогает учащимся распределить роли, обсудить, что может быть сказано по выбранной ситуации, или оказать какую-либо другую помощь.
Творческое ролевое общение требует развитых социальных умений. Поэтому ролевые игры на уроках иностранного языка нередко включают элементы социального тренинга (упражнений в общении). Примеры подобных заданий следующие:
· line-up (учащиеся стремятся как можно быстрее выстроиться в ряд в соответствии с предложенным признаком);
· rounds (участники "круга" произносят каждый своё слово таким образом, чтобы образуемое предложение звучало так плавно, как если бы его произносил один человек);
· strip-story (каждый ученик получает свою фразу и старается быстрее занять соответствующее место в "рассказе");
· smile (учащиеся подходят друг к другу и с обязательной улыбкой обмениваются репликами);
· merry-go-round (школьники образуют внешний и внутренний круг и, двигаясь по кругу, обмениваются репликами);
· contacts (участники подходят друг к другу и начинают беседу);
· kind words (участники говорят любые приятные слова в адрес собеседника);
· reflection (участники пытаются представить, что о них думают другие школьники);
· listening (кивая в знак согласия и выражая согласие с ним);
· politeness (школьники обращаются друг к другу с вежливыми просьбами);
· concessions (участники учатся уступать друг другу в споре);
· respect (школьники говорят о своём уважении друг друга и подкрепляют свои слова примерами);
· gratitude (работая в парах, учащиеся выражают друг другу благодарность за оказанную ранее услугу, помощь, поддержку);
· rally (участники учатся обращаться к аудитории);
· conflict (школьники учатся правильно реагировать на эмоциональную фразу партнёра).
Перечисленные и некоторые другие задания формируют у обучаемых необходимые социальные умения общения.
Ролевая игра может использоваться при обучении иностранному языку школьников любого возраста. И поскольку игра остаётся в младшем дошкольном возрасте пока ещё ведущей формой деятельности ребёнка, то с её помощью следует обучать детей иностранному языку. Тем самым повышается мотивация школьников к изучению иностранного языка.
В ролевой игре необходимо различать сюжет и содержание. Сюжет игры – это та область действительности, которая воспроизводиться детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно многообразны и изменчивы. Они изменяются в зависимости от вхождения ребенка во все более широкий круг жизни, вместе с расширением кругозора. Сюжеты отражают конкретные условия жизни ребенка. Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни. В содержании игры выражено более или менее глубокое проникновение ребенка в деятельность взрослых людей; оно может отражать лишь внешнюю сторону человеческой деятельности только то, с чем действует человек, или отношения человека к своей деятельности и другим людям.
Другая информация:
Семья как фактор формирования личности
Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Развитие – это ...
Методика
проведения сюжетных физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного
возраста
Для детей ведущей деятельностью является выполнение игровых действии. В первую очередь это действие с предметами, в которых дети пытаются воспроизвести наблюдаемый ими способ употребления предмета. Дети принимают на себя роль, осваиваются в воображаемой ситуации, но не обыгрывают эти предметы. Осно ...
Эпос как род литературы
Словесно-художественные произведения издавна принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, драма и лирика. Хотя и не все созданное писателями (особенно в XX в) укладывается в эту триаду, она поныне сохраняет свою значимость и авторитетность в составе литературов ...