Развитие человека - очень сложный, длительный и противоречивый процесс, детерминированный внутренними и внешними условиями. Развитие и становление личности определяется одновременно воздействием наследственностью, средой и воспитанием. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые его качества. Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве воспитуемым. Таким образом, человек как личность формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания.
Процесс развития творческой направленности личности будущего учителя в условиях интеграции индивидуального и дифференцированного обучения, способствует решению одной из основных задач современного образования - превращения студента из объекта обучения в его субъект. Система учебно-познавательных творческих заданий различного уровня сложности, включающая отобранные и специально сконструированные индивидуально дифференцированные задания, вводимые в учебный процесс, позволяет развивать творческую направленность каждого студента в посильной для него творческой деятельности и совершенствовать процесс индивидуально-дифференцированного обучения.
Чем глубже студенты погружаются в познание и «проходят» все основные его этапы, тем выше уровень сформированности готовности к проявлению творческой направленности личности.
Таким образом, развитие творческой направленности личности будущего учителя - задача многогранная, требующая обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательной работы со студентами.
Направленность личности - системообразующее свойство личности, выражающееся в готовности к актуализации потребностно - мотивированной деятельности, направленной на достижение конкретной цели.
Сразу отметим, что установка должна не только определяться готовностью и способами поведения человека, т. к. определяет и деятельность и любая цель, а она должна стать устойчиво доминирующей. Таковыми являются чаще всего социальные установки, связанные с лично-общественными отношениями и отношением к профессии. А для нас главным является развитие творческого отношения будущих учителей к своей профессии. Хотим отметить, что направленность и основные свойства личности формируются в основном в юности, так как именно в этот период человек наиболее «распахнут» для мира и еще не научился подавлять свои эмоции и потребности.
Субъектом творческой деятельности является творческая личность, творец. Успех его творчества зависит от многих факторов: общее физическое состояние, которым определяется его работоспособность, потребности и интересы, которые влияют на расстановку акцентов в системе ценностей, природные задатки, которые определяют темперамент, характер и способности, наличие воли, мотивации, побуждающей человека к неординарным поступкам, а также эрудиции, честолюбия, самокритичности, склонности к труду. Такие факторы создают у человека прочную основу для сохранения положительно направленной и продуктивной по своим результатам активности личности и столь же капитальную базу для творчества не только в зрелом, но и пожилом возрасте.
Самой конструктивной и плодотворной чертой человека является творческое самоутверждение, ибо каждому дана возможность выстроить свою жизнь по законам творчества. Творчество выступает как способ внутренней легитимации личности, обретения новых личностных смыслов ее существования.
Педагогическое творчество рассматривается как деятельность, направленная на постоянное решение бесчисленного множества учебно-воспитательных задач в меняющихся обстоятельствах, во время которой педагогом вырабатывается и воплощается в общении с детьми оптимальные для данной педагогической индивидуальности, не стандартизованные педагогические решения, опосредованные особенностями объекта - субъекта педагогического воздействия.
Специфика преподавательского труда состоит в том, что педагог должен творчески взаимодействовать с студентами и творчески преобразовывать их. Любое педагогическое воздействие должно включать в себя творческое начало, т. к. сама преобразуемая личность всегда уникальна и если преподаватель уходит от задач воспитания, ограничиваясь только подачей информации, то он уходит от творчества, и педагогический процесс разрушается. Другими словами, преподаватель имеет дело с живым человеком, который и сам творит себя, и критически относится к окружающему миру, ко всем воздействиям и влияниям извне. Как и всякие другие способности, педагогические развиваются в процессе самой воспитательной деятельности, в творческом применении постоянно накапливаемого опыта на практике. Педагогический опыт учит анализировать свои действия, точно устанавливать их воспитательную направленность. Педагог, который одновременно организует труд множества студентов, просто не в состоянии охватить своим вниманием все индивидуальности сразу, поэтому все его основные усилия должны быть направлены на воспитание у детей сознательного и добросовестного отношения к учебе, т. к. от этого зависит качество знаний.
Другая информация:
Модульная технология
Одной из новых технологий, прочно вошедших в учебный процесс, является модульное обучение. Его основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а задача учителя — осуществлять управление его учебной деятельностью. Основополагающее понятие модульной технологии — модуль. Модуль — это ...
Мышление как психический процесс
Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышлении возникает, прежде всего, тогда, когда в ходе жизни и практики перед человеком появляется новая цель, новая проблема, новые обстоятельства и условия деятельности. Мышление ребенка зарождается и развивается сначала в процессе наблюден ...
Условия применения педагогических технологий
Повсеместное использование термина «педагогические технологии» влечет за собой естественное стремление учителей обратиться к отдельным вариантам организации учебно-воспитательного процесса, подходящим под данное понятие, с целью использования в собственной работе. Естественно, такое отношение к пед ...