В 1–2 классах обществоведческие знания отражены в разделах: «
Твоя семья и твои друзья» (твоя семья и её состав, правила безопасного поведения в доме, друг и друзья, общение как взаимодействие людей), «
Что нас окружает» (город и его особенности, городской транспорт, взаимопомощь людей разных профессий, правила безопасного поведения на улице), «
Части света» (Европа, Азия, Африка. Россия. Самая большая страна в мире. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны).
В 3 классе обществоведение является частью раздела «Моё Отечество» и представлено двумя основными темами.
«Твои родные и твоя Родина в потоке времени». В теме раскрываются следующие представления. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времени. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий. Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
«Современная Россия». В данной теме формируются такие представления. Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан. Что такое демократия? Представления об избирательной системе. Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы. Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России. Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации. Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Обществоведение в 4 классе изучается в разделе «Человек и человечество». Тема «
Человек и общество» раскрывает основные обществоведческие знания: общество как взаимосвязь людей, правила поведения людей в обществе, совесть, мораль и право, человечество – самая большая социальная группа, права человека в обществе, права ребёнка, защита прав ребёнка.
В теме «Человек и многоликое человечество» четвероклассникам даются представления, что единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли, единое человечество состоит из граждан разных государств, единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов.
Тема «Человек и единое человечество» раскрывает образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество и включает обществоведческие знания: трудовая деятельность человека, собственность, доход, заработная плата, обмен и деньги, взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли, современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта, общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития, задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества, один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».
Таким образом, каждый из курсов готовит учащихся к изучению обществознания в основной школе. Он соответствует содержательным линиям стандарта образовательной области «Окружающий мир» и включает те обществоведческие знания, которые определены в понятии: знания по экономике, граждановедению, праву, основам безопасности жизни.
Кроме интегрированных курсов реализуются и модульные курсы и программы.
Курс по экономике представлен учебным пособием Т.В. Смирновой «Белка и компания». В нем в доступной форме раскрыты основные понятия по экономике. А для закрепления материала есть игровые задания, загадки и задачи.
Другая информация:
О возможности применения системы учебных задач в
программе А.Г. Мордковича
В программе А.Г. Мордковича понятие функции вводится по принципу "от частного к общему". Базовой моделью для введения линейной функции является линейное уравнение с двумя неизвестными, которое появляется как модель практической ситуации (модель текстовой задачи). Автор осуществляет перехо ...
Особенности состояния словаря антонимов
Последняя группа заданий была направлена на исследование словаря антонимов. Задания данной группы не вызвали затруднений практически ни у кого из обследованных детей. Все дети хорошо справились с заданием, подбирая большое количество слов - антонимов. Единичные ошибки были у детей экспериментальной ...
Национальный элемент в воспитании
В основе отмеченных перемен в воспитании лежит, по существу, один принцип новой эпохи, — новое отношение к человеческой личности, к индивидууму. Но человек не исчерпывается индивидуальностью; человеческая жизнь — не жизнь особи. Как дух человека неразделен с внешним ему, многочленным телом, в котор ...