Человеческое общество очень сложная и в то же время целостная система. Оно является объектом изучения многих общественных наук: философии, истории, политологии, экономики, культурологии, социологии, психологии и др. Но каждая из этих наук специализируется на изучении отдельных сторон общества и его развития, что не дает полного представления о нем во всем его многообразии. Поэтому появилась потребность в науке, которая бы обработала накопившийся материал и представила общество в его развитии целостно и объемно. В соответствии с требованием времени во второй половине XIX в. появляется новая самостоятельная наука обществознание, которая комплексно подошла к изучению общества.
К концу XX в. сложились два подхода к изучению материала по обществознанию: интегративный и модульный (предметный). Интегративный курс представлен следующими вариантами: «Человек и общество», «Введение в обществоведение», «Основы современной цивилизации» и др. Модульные (предметные) курсы соответствуют базовым общественным наукам под условными названиями «Основы экономики», «Основы социологии», «Введение в политологию» и др. Интегрированный курс предполагает изучение материала в течение нескольких лет без изменения названия, а модульные курсы рассчитаны на последовательную смену друг друга в течение года или ведутся параллельно.
Сами термины «обществоведение» и «обществознание» признаны тождественными и определяются как совокупность знаний общества о самом себе. Однако сегодня термин «обществознание» считается более точным при обозначении: 1) образовательной области, в которую входят общественные дисциплины; 2) отдельной самостоятельной учебной дисциплины. А «обществоведение» из существительного превратилось в прилагательное: обществоведческий характер, обществоведческое образование, обществоведческие курсы, обществоведческие знания и т.д.
На всех ступенях изучение обществознания осуществляется с опорой на содержание курса истории и на определенные элементы содержания курсов географии, литературы, искусства, биологии, технологии. В то же время обществоведческие знания помогают глубже понять исторические и современные социальные процессы. Они взаимосвязаны, но не заменяют и не дублируют друг друга, а имеют самостоятельную ценность.
Поэтому выделяется самостоятельное определение понятия «обществоведческие знания».
В «Примерной программе основного общего образования по обществознанию», рекомендованной Федеральным Государственным стандартом общего образования, обществоведческие знания определяются как комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте начального образования обществоведческие знания определены в перечне требований к уровню подготовки учащихся, заканчивающих начальную школу, в результате изучения образовательной области «Окружающий мир»:
«ученик должен знать и понимать:
− название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
− государственную символику России;
− государственные праздники;
− правила сохранения и укрепления здоровья;
− основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)».
На основе перечисленных определений выделим приемлемое для нашего исследования понятие: обществоведческие знания – это система интегрированных знаний, включающих первоначальные знания по экономике, праву, граждановедению, краеведению, основам безопасности жизни.
Самостоятельного учебного предмета «Обществознание» в начальной школе нет. Государственный стандарт общего образования определяет обществознание как федеральный компонент курса «Окружающий мир», который интегрирует знания о человеке, природе, обществе и объединяет две образовательные области естествознание и обществознание. Реализуется этот образовательный компонент в двух вариантах.
1. Интегрированый учебный предмет «Окружающий мир» на протяжении всех четырех лет обучения.
2. Модульные учебные предметы: окружающий мир (II–V классы), история России, право или экономика (III–IV классы), граждановедение (III–IV классы).
Другая информация:
Роль и место математики в профилях различных направлений
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. В тоже время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух «полюсах», весьма ...
Основные жанры литературного творчества школьников
С возрастом литературное творчество детей становится всё более целенаправленным. Приходит понимание общественной ценности литературных произведений, и создание их становится целью творческого процесса. Отчётливее проявляются склонности к различным литературным жанрам – поэзии, прозе. Под руководств ...
Понятие учреждений дополнительного
образования, их цели, задачи и функции. Различия школьного и
дополнительного образования
Весь мир нуждается в радикальных изменениях, обновлении и обогащении духовной культуры, развитии новых технологий, формировании особого типа личностей, способных по-новому решать сложнейшие проблемы выживания цивилизации, умеющих изобретать и творить во имя украшения собственной жизни и жизни други ...