Человеческое общество очень сложная и в то же время целостная система. Оно является объектом изучения многих общественных наук: философии, истории, политологии, экономики, культурологии, социологии, психологии и др. Но каждая из этих наук специализируется на изучении отдельных сторон общества и его развития, что не дает полного представления о нем во всем его многообразии. Поэтому появилась потребность в науке, которая бы обработала накопившийся материал и представила общество в его развитии целостно и объемно. В соответствии с требованием времени во второй половине XIX в. появляется новая самостоятельная наука обществознание, которая комплексно подошла к изучению общества.
К концу XX в. сложились два подхода к изучению материала по обществознанию: интегративный и модульный (предметный). Интегративный курс представлен следующими вариантами: «Человек и общество», «Введение в обществоведение», «Основы современной цивилизации» и др. Модульные (предметные) курсы соответствуют базовым общественным наукам под условными названиями «Основы экономики», «Основы социологии», «Введение в политологию» и др. Интегрированный курс предполагает изучение материала в течение нескольких лет без изменения названия, а модульные курсы рассчитаны на последовательную смену друг друга в течение года или ведутся параллельно.
Сами термины «обществоведение» и «обществознание» признаны тождественными и определяются как совокупность знаний общества о самом себе. Однако сегодня термин «обществознание» считается более точным при обозначении: 1) образовательной области, в которую входят общественные дисциплины; 2) отдельной самостоятельной учебной дисциплины. А «обществоведение» из существительного превратилось в прилагательное: обществоведческий характер, обществоведческое образование, обществоведческие курсы, обществоведческие знания и т.д.
На всех ступенях изучение обществознания осуществляется с опорой на содержание курса истории и на определенные элементы содержания курсов географии, литературы, искусства, биологии, технологии. В то же время обществоведческие знания помогают глубже понять исторические и современные социальные процессы. Они взаимосвязаны, но не заменяют и не дублируют друг друга, а имеют самостоятельную ценность.
Поэтому выделяется самостоятельное определение понятия «обществоведческие знания».
В «Примерной программе основного общего образования по обществознанию», рекомендованной Федеральным Государственным стандартом общего образования, обществоведческие знания определяются как комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений.
В Федеральном Государственном образовательном стандарте начального образования обществоведческие знания определены в перечне требований к уровню подготовки учащихся, заканчивающих начальную школу, в результате изучения образовательной области «Окружающий мир»:
«ученик должен знать и понимать:
− название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
− государственную символику России;
− государственные праздники;
− правила сохранения и укрепления здоровья;
− основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе)».
На основе перечисленных определений выделим приемлемое для нашего исследования понятие: обществоведческие знания – это система интегрированных знаний, включающих первоначальные знания по экономике, праву, граждановедению, краеведению, основам безопасности жизни.
Самостоятельного учебного предмета «Обществознание» в начальной школе нет. Государственный стандарт общего образования определяет обществознание как федеральный компонент курса «Окружающий мир», который интегрирует знания о человеке, природе, обществе и объединяет две образовательные области естествознание и обществознание. Реализуется этот образовательный компонент в двух вариантах.
1. Интегрированый учебный предмет «Окружающий мир» на протяжении всех четырех лет обучения.
2. Модульные учебные предметы: окружающий мир (II–V классы), история России, право или экономика (III–IV классы), граждановедение (III–IV классы).
Другая информация:
Основные характеристики классного руководителя
Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог (исследователь, воспитатель, предметник), который является «центром» организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность или на коллектив учащихся. Он просвещает родителей в ...
Особенности логопедических занятий с детьми раннего
возраста
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять ...
Практическое применение методик разрешения конфликта
Разберем на примере педагогического конфликта одну из методик по его решению и представим несколько рекомендаций и правил поведения педагога в конфликтных ситуациях. Подводились итоги успеваемости в студенческой группе. На первое место претендовала студентка Катя Н. Неожиданно для нее куратор объяв ...