Перед учителем обслуживающего труда стоит задача возрождения народных традиций и использования опыта многих поколений русского народа для формирования национального самосознания школьников, развития художественно-образного мышления, творческих способностей и эстетического вкуса.
Уроки обслуживающего труда должны не только закреплять и углублять знания, практические умения и навыки учеников, но и способствовать реализации индивидуальных творческих способностей.
Одно из главных мест среди народных ремесел занимает вышивка. Она является неотъемлемым элементом традиционно-бытовой культуры любого народа. При помощи вышивки простой кусок домотканого волокна превращался в произведение искусств. Вышивка - это поэзия на ткани.
Обращение к археологическим материалам дает возможность раскрыть смысловые значения вышивки, развитие древней символики. Вышивка один из древнейших видов прикладного искусства. О вышивке сложено и спето много песен.
Вышивкой занимались почти исключительно женщины. Вшивкой украшали одежду, вещи бытового характера, рушники. Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, ее трудолюбия.
Уроки обслуживающего труда не обходятся без обсуждения моды -вчерашней, сегодняшней, будущей. Много соблазнов таит в себе мода, но она жестока и безжалостна. Роль учителя умело и целенаправленно воспитывать у учениц умение красиво и со вкусом одеваться, не следуя слепо моде.
Немецкий философ Р.Х. Латце сказал, что красивая одежда придает женщине больше решительности и уверенности в себе, чем сто нравоучений вместе взятых.
А вот в "Мертвых душах" Н.В. Гоголя дамы одевались так:
"В нарядах их вкусу было пропасть: муслины, атласы, кисеи, были таких бледных, модных цветов, каким даже названия нельзя было прибрать (до такой степени дошла тонкость вкуса). Ленточные банты и цветочные букеты порхали там и там по платьям в самом картинном беспорядке, хотя над этим порядком трудилось много порядочная голова. Легкий головной убор держался только на одних ушах и, казалось, говорил: "Эй, улечу, жаль только, что не подыму с собой красавицу!". Талии были обтянуты и имели крепкие и приятные для глаз формы (нужно заметить, что вообще все дамы города N были несколько полны, но шнуровались так искусно и имели такое приятное обращение, что толщины никак нельзя было приметить). Все было у них продумано и предусмотрено с необыкновенною осмотрительностию; шея, плечи были открыты именно на столько, на сколько нужно, и никак не дальше; каждая обнажала свои владения до тех пор, пока чувствовала по собственному убеждению, что она способна погубить человека; остальное все было припрятано с необыкновенным вкусом: или какой-нибудь легенький галстучек из ленты, или шарф легче пирожного известного под именем "поцелуя", эфирно обнимал шею, или выпущены были из-за плеч, из-под платья, маленькие зубчатые стенки из тонкого батиста, известные под именем "скромностей". Эти "скромности" скрывали напереди и сзади то, что уже не могло нанести гибели человеку, а между тем заставляло подозревать, что там-то именно и была самая погибель. Длинные перчатки были надеты не вплоть до рукавов, но обдуманно оставляли обнаженными возбудительные части рук повыше локтя, которые у многих дышали завидной полнотою; у иных даже лопнули лайковые перчатки, побужденные надвинуться далее, - словом, кажется, как будто на всем было написано: нет, это не губерния, это столица, это сам Париж! Только местами, вдруг высовывался какой-нибудь не виданный землею чепец или даже какое-то чуть не павлиное перо в противность всем модам по собственному вкусу".
Другая информация:
Упражнения для подготовки к единому государственному экзамену
по Бабайцевой В.В
Изучение раздела “Фразеология” представляет для учащихся определенную сложность. Причинами являются: 1) низкая речевая культура учащихся; 2) бедный словарный запас; 3) явление фразеологии само по себе сложное; 4) большое количество фразеологизмов в русском языке (несколько десятков тысяч); 5) на из ...
Построение процесса обучения старшеклассников дизайну одежды на принципах
гуманизма
Теоретический анализ проблемы реализации дизайнобразования как средства гуманизации обучения старшеклассников технологии, позволивший выявить гуманистические основы и возможности дизайнобразования учащихся современной школы, определить гуманистические принципы отбора и построения содержания дизайно ...
Экологическое образование и воспитание на уроках географии
Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности. В систему экологического образования заложены следующие принципы ...