Пение. Оно очень полезно для детей с нарушениями зрения, так как формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. При пении происходит взаимодействие певческой интонации, слухового и мышечного ощущений. Кроме того пение поднимает детям настроение и развивает художественный вкус и музыкальные способности в целом.
Слушание музыки. Задания, связанные со слушанием песен и музыкальных пьес, предлагаются детям в качестве отдыха после двигательных упражнений. Дети слушают небольшие музыкальные произведения, а затем вместе с взрослым обсуждают их. При такой беседе необходимы не только пояснения взрослого, но и применение красочного наглядного материала: это смогут быть игрушки или картинки. Для выражения настроения музыки детям предлагаются карточки с изображением лиц людей в разных эмоциональных состояниях (радость, печаль, гнев, страх). В работе с детьми старшего дошкольного возраста рекомендуется сопоставление настроения с цветом. Так, пастельные, светлые тона (голубой, розовый) связываются со спокойным характером музыки. Темные, густые – с мрачным, тревожным; а яркие тона – с решительным, торжественным. Наглядно показывая дошкольникам динамику музыкального произведения, можно сопоставить ее с изображением спокойно идущего и бегущего человека.
Игра на музыкальных инструментах. На занятиях по коррекционной ритмике часто используются детские музыкальные инструменты. Благодаря игре с музыкальными игрушками у дошкольников формируется чувство музыкального ритма, темпа, улучшается внимание, музыкальный слух, совершенствуется мелкая моторика. Музицирование, кроме того, способствует развитию музыкальных способностей ребенка.
Подвижные игры. Основной вид деятельности дошкольников – игра. Особенно любимы детьми коллективные подвижные игры. В этих играх от дошкольников требуется не только сила, ловкость, смелость, быстрота реакции, но и такие качества, как наблюдательность, выдержка. Подвижные игры развивают у детей эмоционально – волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Подвижные игры, подобранные с учетом физического и психического развития детей, оказывают на них большой положительный эффект. Еще больше усиливается корригирующее воздействие игры на детей, если в нее включается музыкальное сопровождение. Оно определяет развитие игры, углубляет образы, создает у детей соответствующее настроение. Играя, ребенок активно слушает музыку и непосредственно на нее реагирует. Музыка воспитывает чувство ритма, способствует уравновешиванию нервных процессов, регулирует мышечные усилия детей. В подвижных музыкальных играх необходимы также быстрая реакция на изменения в музыке, на движения товарищей, проявление творчества.
Танцы и пантомима – это вид художественной деятельности, оптимальный для формирования и развития детского творчества. Одним из главных условий развития у дошкольников творчества в танце является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение языком пантомимических и танцевальных движений. В процессе занятий дети знакомятся не только со значением отдельных движений, но и с принципами их изменения, а также с простейшими приемами композиции танца. С этой целью используются танцевальные этюды и пантомимические упражнения.
Беседы «Войдем в мир музыки». Беседы составляются с учетом общего и речевого развития детей, возможностей восприятия музыки. При проведении таких бесед желательно использовать видеотехнику или аудиозаписи. Рассказы сопровождаются прослушиванием музыкальных фрагментов, исполняемых на определенном инструменте. В процессе бесед у детей расширяется кругозор, развивается слуховое восприятие музыки.
Другая информация:
Содержание и организация констатирующего
эксперимента
Исследования по проблеме формирования монологической речи у младших школьников с нарушенным интеллектом проводилось на базе специальной школы №5 г. Тайшета. В эксперименте участвовало 14 детей. Биологический возраст испытуемых на момент исследования был 9 лет. У детей экспериментальной группы наблю ...
Теоретические аспекты проблемы формирования умений
диалогической речи младших школьников
Речь – единый комплекс, предполагающий умение выражать свои мысли. Речь подразделяется на устную, письменную и внутреннюю. В свою очередь устная состоит из монологической и диалогической, письменная включает в себя чтение и письмо. В данном исследовании мы рассмотрим устную речь. Устная речь это фо ...
Культурный подход
В связи с этим особую значимость приобретает гуманистическая ориентация педагогов на существующие общекультурные, национальные и социальные нормы поведения. Приобщение учащихся к культурным ценностям невозможно без обращения к истории общественных явлений, изучение которых поможет им принять культу ...