У умственно отсталого ребенка наблюдается крайне низкий уровень развития мышления. Что прежде всего объясняется неразвитостью основного инструмента мышления – речи. Из-за дефектов восприятия у ребенка имеется чрезвычайно скудный запас представлений. Бедность, фрагментарность и «обесцвеченность» представлений умственно отсталых детей очень хорошо описана Исаевым Д.Н. . Он показывает, как разнородные объекты теряют в представлениях детей все индивидуальное, оригинальное. Уподобляются друг другу, становятся похожими. В.Г. Петрова пишет, что мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, вследствие этого умственно отсталый ребенок отличается от здорового большой конкретностью мышления и слабостью обобщений.
Для умственно отсталых школьников характерно использование наглядно-действенной формы мышления. Однако их затрудняет решение даже простейших задач, таких как объединение разрезанного на несколько частей изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры соответствующей углублению «почтовый ящик» и т.п. Дети выполняют такие задания с большим трудом, с большим количеством ошибок, после многочисленных попыток.
Еще большее затруднения вызывают у учащихся 1-2х классов задачи, предусматривающие использование наглядно-образного мышления. Так, имея перед собой цветную картинку, изображающую определенное время года, школьники далеко не всегда могут определить какой сезон передает рисунок.
И наиболее сложными являются задания, требующие от детей использования словесно-логического мышления.
Основной недостаток мышления умственно отсталых детей - слабость обобщений. Они плохо усваивают правила и общие понятия. Они нередко заучивают правила наизусть. Но не понимающих смысла и не знают, к каким явлениям эти правила можно применить. Отмечается непонимание условности и обобщенности образа при толковании пословиц и метафор пословицы понимаются буквально, при этом утрачивается их переносный смысл. Умственно отсталые индивиды не умеют абстрагироваться от конкретных деталей, в то время как это необходимо для полноценного отражения объективных свойств и закономерностей явлений. У них не происходит переноса способа решения одной задачи на другую. Что связано с невозможностью обобщения, а за ним и анализа, взаимосвязанного с синтезом.
«Недоразвитие высших форм мышления – считал Л.С. Выготский – первое и наиболее частое осложнение, возникающее как вторичный синдром при умственной отсталости, но осложнение возникающее не обязательно». Отсюда вывод – умственно отсталые дети могут научиться обобщать. Но этот процесс научения идет медленнее, чем у здоровых людей.
Нарушение мыслительной деятельности проявляется также в форме лабильности и инертности мышления.
Лабильность мышления, чередование адекватных и неадекватных решений, наблюдаются при различных вариантах умственной отсталости. При этом ребенок наряду с адекватными обобщениями эпизодически совершает и конкретно-ситуационные сочетания, подменяя логические связи неправильными сочетаниями.
Инертность мышления, затрудненность переключения с одной мысли на другую, замедленность интеллектуальных процессов. В связи с этим при решении арифметических задач возникает стереотипное мышление, проявляющееся в попытках решать новую задачу по аналогии. Для учеников вспомогательной школы характерны запаздывающие ответы, т к. следовый раздражитель сохраняет свое значение, иногда приобретая большее значение, чем актуальный.
Нарушение мотивационного (личностного) компонента мышления характерно для умственно отсталых детей, т. к. у них, как правило, отсутствует мотив действия. Отсутствие целенаправленности в действии сказывается и в мышлении, которое становится не только поверхностным и незавершенным, но и перестает быть регулятором поведения.
Нарушения критичности мышления (отсутствие контроля своих действий и коррекции допущенных ошибок) - постоянная характеристика умственно отсталых детей, которые не умеют оценивать работу мысли и взвешивать доводы за и против. При выполнении ими заданий обнаруживается много ошибок связанных с бездумным манипулированием предметами, безразличным отношением к собственным ошибкам.
Особенности волевых качеств.
С точки зрения отечественных психологов проблема воли – это, прежде всего вопрос о содержании воли, о том, какие мотивы и цели являются определяющими. Многие авторы отмечают недостаток инициативы у умственно отсталых детей, неумение руководить своими действиями, неумение действовать в соответствии со сколько-нибудь отдаленными целями (С.Я. Рубинштейн, Г.Е. Сухарева).
Примеры безвольного поведения умственно отсталых детей широко представлены в литературе и хорошо известны каждому учителю. Соседский мальчик позвал на рынок – ребенок не пошел в школу, хотя отлично знал, что пропускать занятия нельзя. Подчинить свое поведение определенной задаче он не может. Такого рода безволие может наблюдаться и у нормальных детей, однако у умственно отсталых оно выражено более заметно.
Другая информация:
Конфликт как столкновение субъектов
В основе любого конфликта лежит противоречие, то есть такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением. Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противореч ...
Новый взгляд христианства на человеческую личность
Прежде всего, Христианство принесло с собой новый взгляд на человеческую личность. В античном мире человек расценивался, если не исключительно, то преимущественно, — особенно в те первые времена, — с точки зрения полезности его для государства, для общества. Человек здесь имел свою цену, прежде все ...
Анализ рассказов А.П. Чехова "Хамелеон" и
"Злоумышленник"
Рассказ "Хамелеон" (1884 г) был впервые напечатан в юмористическом журнале "Осколки". Как во многих других рассказах этого времени ("Толстый и тонкий", "Смерть чиновника", "Торжество победителя", "Маска" и др.), "Чехов разоблачал в не ...