Уровень развития внимания у учащихся вспомогательной школы весьма низок. Умственно отсталые дети смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. По этой же причине дети ошибочно выполняют какую-то часть предложенной им однотипной работы. Почти про каждого ученика вспомогательной школы можно сказать «Мог бы делать и отвечать лучше, но … невнимателен». Эта невнимательность имеет несколько источников. Первый и наиболее типичный источник – колебания психической активности, являющиеся проявлением кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. Эта психическая истощаемость может наступить на любом уроке после некоторого умственного напряжения.
Ухудшение концентрации внимания также приводит к снижению его устойчивости. В связи с этим 50% умственно отсталых младших школьников либо не могут пользоваться словесной инструкцией, либо она не влияет на их продуктивность. Однако Л.С. Выготский считал, что нарушение внимания не предопределено только органическими причинами, а является функцией, которой следует обучать .
Уменьшение объема внимания, количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию также обнаруживаются у умственно отсталых детей. У детей, причина умственной отсталости которых, кроется в преобладании последствий органических вредностей, в силу инертности психических процессов происходит увязание в многочисленных деталях объектов. Именно из-за этого они не охватывают активным вниманием достаточный объем материала.
У умственно отсталых школьников нередко наблюдается нарушение переключаемости внимания, т. е расстройство перехода от одной деятельности ук другой. У них также снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они, например не могут сразу выполнят два задания: рисовать и рассказывать стихотворение.
Таким образом, произвольное внимание у умственно отсталых школьников не целенаправленно. Оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью и требует больших усилий для фиксации.
Особенности памяти.
Обучение умственно отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти. Память заключается в запечатлении, сохранении и воспроизведении информации. Обычно выделяют вербальную, зрительную и моторную память.
Процессы памяти умственно отсталых детей характеризуются многими особенностями. Объем запоминаемого учениками специальной школы материала значительно меньше. Чем у их нормально развивающихся сверстников. Чем более абстрактным является подлежащий запоминанию материал, тем меньшее его количество запоминают школьники. Все новое усваивают очень медленно, лишь после многих повторений, быстро забывают воспринятое, а главное не умеют во время воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя, его они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, привносят новые элементы, основываясь на случайных ассоциациях.
Умственно отсталые учащиеся обычно пользуются непреднамеренным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. В текстах дети выделяют эмоционально насыщенные фрагменты. Воспринимая, их они радуются, огорчаются, всем своим видом передавая отношение к происходящему. Именно эти части текста они лучше запоминают даже в тех случаях, когда они не определяют основное содержание прослушанного. «Умственно отсталые школьники не способны целенаправленно заучивать и припоминать. Стремясь запомнить они не вникают в суть материала. Поэтому преднамеренное запоминание у них вызывает трудности и не облегчает задачу. Они не умеют припоминать заученный материал, не выделяют из смежных представлений то, которое нужно. Расстройства эйдетической памяти - т.е. затруднения в воспроизведении следов воспринятого без проникновения в его содержание, без понимания и без возможности рассказать все своими словами, встречается среди умственно отсталых детей чаще, чем среди нормальных учеников» .
Память умственно отсталых школьников, таким образом, отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения, эпизодической забывчивостью. Плохим припоминанием. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. Механическая память может оказаться сохранной или даже неплохо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений.
Особенности мышления.
Мышление есть высшая форма познания действительности. Мышление есть обобщенное и опосредованное речью познание действительности.
Другая информация:
Возможности организованного общения в обучении старших подростков
групповому взаимодействию
Данные констатирующего эксперимента позволили нам сформулировать гипотезу: мы предполагаем, что обучать старших подростков групповому взаимодействию можно в процессе организованного общения в учреждениях дополнительного образования. Доказательству этой гипотезы посвящен формирующий эксперимент, цел ...
Способности как психологический аспект
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Трудно назвать хоть одно свойство, качество, черту человека, которое не входило бы в круг этой проблемы. Психические качества и свойства людей формируются в жизни, в процессе обучения, воспитания, деят ...
Пример урока об антропогенном воздействии в результате
войн и вооруженных конфликтов
Предмет: география Класс: 9 - 10 Тема урока: "География вооруженных конфликтов и их экологические последствия" Цель урока: изучение географии современных войн и вооруженных конфликтов и их экологических последствий; Задачи: Изучить географию современных войн и вооруженных конфликтов; Разв ...