1. Уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке.
2. Отношение учащихся к учебному труду.
3. Отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу.
4. Объективная направленность деятельности учеников на образование и развитие своей личности.
5. Наличие у учащихся познавательного интереса.
6. Воспитательная и развивающая подвижка личности, возникшая в ход урока.
7. Знание учениками фактического материала и уровень его усвоения.
В драме В. Гете "Фауст" Мефистофель восклицает: "Что значит - знать* Вот в чем затруднение!". И.Ф. Харламов в своем учебнике "Педагогика" на этот вопрос отвечает следующим образом:
Знать изучаемый материал – значит
1. уметь осмысленно и полностью его воспроизводить;
2. уметь воспроизводить его в сокращенном виде;
3. уметь выделять в материале главные положения;
4. уметь разъяснять сущность усвоенных правил, выводить из других теоретических обобщений;
5. уметь доказать правильность и обоснованность усвоенных теоретических положений; 6. уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы по изучаемому материалу;
7.уметь расчленять материал на смысловые части и составлять план в устном и письменном виде;
8.уметь иллюстрировать усвоенные теоретические положения своим примерами и фактами;
9.уметь письменно отвечать на вопросы по изученному материалу;
10.уметь применять полученные знания на практике, т.е. решать пример и задачи, составлять схемы, выполнять практические задания;
11.уметь устанавливать связь изученного материала с ранее пройденным;
12.уметь переносить усвоенные знания на объяснение других явлений и фактов;
13.уметь выделять мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи в изученном материале, выражать к ним свое отношение
Знать- это не значит зазубрить. Это значит осмыслить и запомнить!
Изучение и определение степени обученности учащихся
Одним из дидактических показателей результативности развивающего обучения является уровень обученности и обучаемости школьников.
В школе достаточно широко используется термин "обученность", реже "обучаемость". Содержание каждого из этих понятий явно проявляется при их сопоставлении.
Обученность - это те характеристики развития ребенка, которые сложились в результате предыдущего обучения. Обученность, в нашем понимании, включает в себя как запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться). Все это вместе взятое составляет то, чему ребенка обучали. Обученность - это определенный итог предыдущего обучения (организованного или стихийного), прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опереться в работе с учеником.
Обучаемость - это те характеристики психики ребенка, которые составляют резервы его развития, будущие возможности. Обучаемость - это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Если обученность - это характеристика актуального развития того, чем уже располагает ученик, то обучаемость - характеристика его потенциального развития.
Начиная работу с классом, учителю необходимо выявить состояние обученности и обучаемости детей, чтобы правильно поставить обучающие и развивающие задачи и затем, после завершения определенного этапа работы (например, в конце учебного года), вновь оценить состояние
обученности и обучаемости тех же ребят.
Остановимся подробнее на характеристике обученности, так как она зачастую сводится только к количеству "5", "4", "З".
Содержание обученности определяют:
1. Знания (образы предметов, явлений материального мира, действий человека с этими предметами) - первый итог обучения. В школе этому компоненту придают основное значение.
2. Но знания не возникают в голове ребенка вне той деятельности, которая привела к их усвоению. Поэтому при анализе обученности надо знать состояние тех видов активной деятельности ученика (учебной, мыслительной, мнемической и др.), которые обеспечивают их усвоение. Этому компоненту обученности психологи придают большое значение, в школе же его роль оценивают все еще недостаточно.
Учителю, изучающему состояние знаний ученика, мало указать в общем виде на их недостаточность, важно определить, что именно в них не достает. Для этого желательно учесть описанные в психологии и дидактике параметры знаний. К ним относятся:
1) виды знаний (знания фактов, понятий и терминов, знания законов и теорий, знания о способах деятельности и методах познания и др.);
2) этапы усвоения знаний (заучивание, запоминание, понимание, применение в знакомых и новых условиях, оценивание). К.Д. Ушинский повторял: "Развитие без накопления знаний - мыльный пузырь";
Другая информация:
Сравнительная характеристика нарушений и отклонений в развитии ребенка
Сегодня одной из наиболее актуальных является проблема охраны здоровья подрастающего поколения - наиболее ранимой и незащищенной части населения, подвергающейся воздействию многообразных факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. По данным официальной статистики заболеваемость д ...
Описание возрастных особенностей младших школьников
Младший школьный возраст часто называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития он охватывает от 6-7 до 9-10 лет. С физиологической точки зрения – это время активной перестройки организма. В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность рабо ...
Формы и методы совместной работыУДО и семьи
Функции каждого воспитательного института социально обусловлены. Перед институтами общественного воспитания стоит важная и ответственная задача обеспечения влияния на семью, помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. До сих пор многие считают ...