1. Цели обучения, связанные с обеспечением усвоения учащимися знаний, умений, навыков, способов различных видов деятельности, особенно - учебно-познавательной.
Например, усвоение учащимися законов, свойств, признаков, понятий, особенностей и т.д.
2. Цели воспитания, связанные с процессом формирования культуры - нравственного поведения, информационной и коммуникационной культуры, валеологической, правовой и т.д.
3. Цели индивидуального развития, связанные прежде всего с развитием психических функций (мышление, воображение, память, восприятие), эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, развитие рефлексивной культуры, учебно-интеллектуальных умений и т.д.
4. Коррекционные задачи обучения, связанные с
- коррекцией развития познавательной активности;
- нормализацией учебной деятельности, воспитанием самоконтроля и самооценки;
- развитием словаря, устной монологической речи;
- логопедической коррекцией;
- психокоррекцией поведения учащихся;
- формированием навыков общения;
- выявлением и развитием специальных способностей (музыка, ИЗО, спорт и т.д.).
Особую заботу составляют дети группы риска с
1) фонетико-фонематическими нарушениями;
2) нарушением общения;
3) пониженным уровнем развития познавательной активности;
4) нарушением процессов возбуждения и торможения, неврологическими реакциями;
5) пониженным уровнем вербального развития;
6) низким уровнем школьной зрелости.
Что должен осмыслить учитель при подготовке и самоанализе проведенного урока
1. Цели урока на основе учета:
а) уровня обученности,
б) уровня обучаемости,
в) доминирующих интересов и способностей учащихся.
2. Отбор содержания обучения.
3. Выбор имеющихся в школе средств обучения и изготовление недостающих.
4. Формы организации учебно-познавательной деятельности (фронтальные, коллективные, групповые, парные, индивидуализированные, индивидуальные).
5. Методы и приемы обучения.
6. Полученный вариативный результат по каждой цели с ориентацией на отдельных учеников.
7. Вариативное (дифференцированное) домашнее задание.
Посещение уроков у разных учителей, независимо от типа школ, места их нахождения, выявило ряд типичных ошибок в организации современного урока. К ним мы относим:
- отсутствие ориентации урока на индивидуальное развитие учащихся; основной замысел урока заключается в запоминании предметного его содержания, решении узкопредметных задач;
- несоответствие учебного материала целям индивидуального психического, личностного развития учащихся;
- недостаточное планирование времени на овладение учащимися способами учебно-познавательной деятельности;
- малый объем самостоятельных работ, непроработанность учителем методики организации самостоятельной (обучающей) работы;
- отсутствие индивидуальной работы с учащимися в зоне их ближайшего развития;
- слабая обратная связь с учащимися на этапе изучения нового материала, отсутствие работы по актуализации ранее полученных знаний, игнорирование мотивационно-потребностной сферы ученика;
- отсутствие мировоззренческой направленности урока;
- недостаточный практико-ориентированный характер урока;
- малый объем и однообразие творческих, исследовательских заданий на уроке;
- отсутствие системы в использовании межпредметных связей;
- преобладание оценивания результатов обучения над оценкой процесса познавательной деятельности учащихся;
- несоответствие используемых учителем форм организации познавательной деятельности, а также методов и приемов обучения целям урока, его педагогическому замыслу;
- учитель - обучающий, но не организующий совместный процесс учения, познания;
- информационная перенасыщенность урока;
- неоптимальный темп урока;
- "отчужденная" от учеников речь, эмоционально-языковая ограниченность;
- излишняя детализация объяснений;
- гипертрафированность на уроке наглядности;
- ориентация в подведении итогов урока на воспроизведение действий учащихся при изучении материала, без учета реальных целей данного урока, каждого ученика, т.е. отсутствие работы с учениками по осмыслению (оцениванию) результатов собственного продвижения на уроке;
- отсутствие индивидуальной вариативности в даче домашнего задания;
- многообразие, калейдоскопность видов деятельности, не связанных между собой единой целью.
Другая информация:
Развитие лексики в онтогенезе
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова о ...
Народная игрушка. История
и современность
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Мир народной игрушки разнообразен, удивителен и во многом неповторим. Путешествую по нему, мы можем переме ...
Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обусловливаются различные виды проверки и ...