13. В данных предложениях найдите все устойчивые сочетания и подчеркните их:
Брат скоро переселился в Петербург и держал и сестру, и тетку в черном теле. А ты теперь, мой батюшка, на ком угодно зубки точи; я уйду, не буду мешать. Вы никак не можете сидеть сложа руки. Видно, тебе, батюшка, все как с гуся вода.
14. Найдите антонимичные фразеологизмы:
Черная кровь, Выдерживать характер
Гонять лодыря, Без царя в голове
Грош цена, За тридевять земель
Два шага, Цены нет
Голова на плечах, Гнуть спину.
15. Найдите антонимы к фразеологизмам: “через пень-колоду, идти на попятный, играть в кошки-мышки”.
В поте лица, тяп-ляп, спустя рукава, шаляй-валяй;
Повернуть оглобли назад, повернуть на 180 градусов, выдержать характер, бить отбой, дать задний ход, дать отбой;
Втереть очки, отвести глаза, играть в прятки, метать петли, морочить голову, обвести вокруг пальца, пустить пыль в глаза.
16. Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова: держать…востро (ухо, уши); смотреть сквозь… очки (розовые, темные); с… нос(голубиный, гулькин); делать из…слона (комара мухи); не в своей…(чашке, тарелке).
17. В каких фразеологизмах имеются ошибки?
Беречь как зеницу глаза, встать не с той ноги, гнаться за двумя зайцами, губы заговаривать, покраснеть до кончиков волос.
18. Найди синонимичные фразеологизмы и соедините их:
Голову морочить, Пойти на попятный
Биться как рыба об лед, Одним лыком шиты
Бить отбой, Голова на плечах
Дать по шапке, Играть на нервах
Одного поля ягода, Белая кость
Считать ворон, Гроша медного не стоит
Дразнить гусей, Рукой подать
Дать осечку, Дать по шее
Держать ухо востро, Гнуть в бараний рог
Высоко летать, Горе мыкать
Два шага, Заговаривать зубы
Утереть нос, Голубая кровь
Подложить свинью, Голубей гонять
Голова садовая, Заткнуть за пояс
Гнуть в три погибели, Дать маху
Грош цена, Держать ушки на макушке
Каши просят, Плыть по течению
Испустить дух, Кошки на душе скребут
Рубикон перейден, Есть просят
Другая песня, Другая история
Ждать у моря погоды, Жребий брошен
Сердце не на месте, Ад кромешный на душе
Душа болит, Жизнь оставить.
19. Объясните значение фразеологизмов:
Ломать голову – долго думать;
медвежья услуга – неумелая услуга, причиняющая только неприятность;
делать из мухи слона – преувеличивать;
сломя голову – очень быстро;
держать порох сухим – быть готовым.
20. Дидактическая игра. Отгадать загадки:
Как говорят о человеке, который совершенно лишен музыкального слуха? - Медведь на ухо наступил. Выполняется быстро, ловко, хорошо. – Горит в руках. Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения. – Семь пятниц на неделе. Очень темно, совершенно ничего не видно. – Ни зги не видно. Оказаться в неловком, глупом положении. – Сесть в калошу. Молчать, не говорить лишнего. – Будто муху проглотил. Его вешают, приходя в уныние. – Не вешай нос.
21. Загадки-складки:
1. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой…(не разольешь)
2. Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…(медвежью услугу)
3. Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес,…(кто по дрова).
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши…(вянут).
22. Укажите предложение с фразеологизмом:
Старушка жаловалась, что у нее болит голова.
У меня просто голова идет кругами.
Слышны тихие шаги: кто – то идет по коридору.
Лошади бежали кругом
23. Найди фразеологизм:
1) Куда дул ветер, туда и относило дым. – Он всегда чувствовал, куда дует ветер.
2) Наша часть в этом бою дала врагу прикурить. – Человек остановился и дал ему прикурить.
3) За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. – Ребенку намылили голову, но мыло попало и в глаза.
4) На глаз больного наложили повязку. – Расстояние мы определили на глаз.
5) Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал ее на дно лодки. – Ребята работали, засучив рукава.
24. Найдите нужное слово:
(Заяц, кот, козел) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; знает (кошка, собака, лиса), чье мясо съела; открыть (Африку, Америку, Австралию); биться головой об (пол, стену, дверь).
25. Исправьте ошибки:
Человек был семи пядей в плечах (во лбу, (умный)). Он был упрямый, хоть палку на голове теши (кол (упрямство)). Ребята пожелали ему ни пуха, ни костей (пера (удачи)). Она с детства знала, почем кило лиха (фунт (горе)). Ребята решили вывести его на свежую воду (чистую (уличить в обмане)). Нам грозили показать, где раки ночуют (зимуют (наказать)).
26. Замените в предложениях общеупотребительный фразеологизм региональным:
- Сегодня весь день льет как из ведра.
- На ярмарку народу съехалось – хоть отбавляй.
Другая информация:
Модульное обучение в профессиональной школе
Модульное обучение, общие положения которого были сформулированы в конце 60-х гг. XX в. в США, возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе многие прогрессивные идеи, накопленные в педагогической теории и практике. На современном этапе модульное обучение является одним из наи ...
Классификация методов обучения
Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о классификации методов обучения. Дидактические исследования показывают, что номенклатура (наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их разработке. Р ...
Исследование и выявление особенностей
диалогической речи дошкольников 5-6 лет
При подборе методов изучения мы исходили из положения, что в наборе методик должен соблюдаться принцип системности и теоретической обоснованности, чтобы методики выполняли единую цель. Наше исследование проводилось на базе детского сада компенсирующего вида МДОУ д/с №25 г. Новосибирска и МДОУ детск ...