Фразеология и фразеологически связанные значения слов занимают особое место в формировании русской речи учащихся. В то же время правильное употребление в речи предусмотренных программой фразеологизмов связано с большими трудностями. Основные трудности в практическом усвоении фразеологизмов русского языка обусловливаются непониманием смысла фразеологизма, неправильным употреблением фразеологизма в предложении. Фразеологизмы выступают в качестве средства образного отражения мира, они вбирают в себя мифологические, религиозные, этические представления народов разных эпох и поколений. Именно поэтому роль фразеологизмов в нашей речи очень заметна. Уместно употребленные фразеологизмы оживляют и украшают как устную речь, так и литературно – художественные произведения. Наверно поэтому, проблема изучения фразеологии в средних классах является актуальной в настоящее время.
Цели исследования:
- выявить типичные и устойчивые ошибки в употреблении фразеологических единиц русского языка в связной речи;
- разработать методическую систему обучения русской фразеологии в средних классах и определить ее эффективность на уроках;
- разработать и внедрить в практику обучения фразеологии упражнения для средних классов в связи с прохождением программного материала.
Задачи исследования:
1. Изучить историю появления фразеологизмов;
2. Раскрыть понятия, особенности, функции фразеологии;
3. Сравнить употребление фразеологизмов в стилях речи;
4. Повторить теорию комплекса Бабайцевой В.В.;
5. Разработать упражнения для подготовки к единому государственному экзамену;
6. Подобрать формы работы с фразеологизмами.
Объект исследования: ошибки при изучении фразеологии в средних классах.
Предмет исследования: изучение фразеологии в средних классах.
При разработке данной проблемы были использованы следующие методы исследования:
- теоретический: изучение лингвистической и методической литературы по теме исследования, теоретический анализ и синтез;
- эмпирический: наблюдение, беседа, обобщение практического опыта, изучение документации и продуктивной деятельности;
- методы эксперимента:
а) констатирующий – для выявления лексико-семантических ошибок в употреблении фразеологических единиц учащимися и определения их причин;
б) формирующий – для формирования у учащихся навыков употребления в речи фразеологических единиц русского языка;
в) контрольный – для определения эффективности разработанной методики обучения русской фразеологии.
Гипотеза исследования: “Изучение фразеологии в средних классах” направлена на устранение и выявление ошибок в связной речи у учащихся; включает упражнения для выявления ошибок при употреблении фразеологизмов в речи.
Научная новизна заключается в том, что:
- выявлены типичные и устойчивые ошибки в употреблении фразеологических единиц русского языка, определены их причины;
- разработана научно обоснованная система выявления и предупреждения речевых ошибок при употреблении фразеологизмов русского языка в связной речи учащимися;
- подготовлена научно обоснованная система обучения русской фразеологии в эффективность, которой определена по результатам опытно – экспериментального обучения;
- разработан и внедрен в практику обучения русскому языку фразеологический минимум для средних классов;
- составлена комплексная система упражнений и тестов по обогащению активной лексики на фразеологическом уровне.
Теоретическая значимость курсовой состоит в том, что результаты исследования могут быть введены в научный оборот при разработке проблем лексики и фразеологии русского языка, основ лингводидактики и методики обучения русскому языку.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при обучении русскому языку в средних классах, разработке факультативных занятий по фразеологии, спецкурсов и спецсеминаров для студентов, методических пособий для учителей русского языка.
Другая информация:
Взгляд Василия Великого на „внешнее” образование
В „Беседе к юношам” Василий Великий высказывает христианский взгляд на человеческую жизнь и, соответственно этому, свое отношение к языческому образованию, к изучению языческих писателей. Мы, христиане, „не почитаем и не называем благом того, что доставляет нам совершенство в этой только жизни, но ...
Приемы развития пространственного мышления младших школьников в процессе
изучения геометрического материала
Изучая методические разработки и рекомендации о путях и способах формирования пространственных представлений у учащихся, можно заметить, что подавляющее большинство из них (и теоретически, и исходя из опыта работы) приходят к выводу о необходимости: - используя способность детей шестилетнего возрас ...
Характеристика подросткового возраста
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через ...