Продумайте программу диагностического «среза», т.к. только данные, полученные после его проведения, позволят окончательно скорректировать предполагаемую Вашу работу.
В программе выделите цель диагностического («нулевого») «среза», критерии (см. признаки Вашего основного определения), показатели и уровни проявления изучаемого явления, продумайте методы и подберите методики.
Общий вид программы диагностического «среза» проиллюстрируем на конкретном примере: проблемная тема «Развитие нравственной культуры учащихся-подростков».
Табл.1 Фрагмент схемы программы диагностического «среза»
Критерии и показатели |
Уровни проявления признаков |
Способы получения информации | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Знание нравственных норм |
Знания нравственных норм усвоены в системе |
Усвоены отдельные нравственные нормы |
Усвоен негативный нравственный опыт |
Методика «ранжирования пословиц и поговорок» (прилож. № 1) |
Рассмотрим более подробно содержание табл.1. При построении «дерева понятия» - «нравственная культура» - и его анализе исследователем было выявлено, что нравственная культура школьника – это интегрированное качество личности, которая характеризуется:
а) знанием нравственных норм;
б) умением взаимодействовать с людьми и природой с учетом нравственных норм;
в) умением заниматься нравственным самосовершенствованием.
Первый критерий (признак) нравственной культуры школьника – знание нравственных норм.
Он может проявляться у школьника в различной степени: на высоком, среднем, низком уровнях.
Следует отметить, что уровней проявления признаков может быть более трех: и 4, и 5, и 6 и более (хотя вряд ли большое количество признаков целесообразно). В графе 5 «Способы получения информации» указывается методика диагностики, делается ссылка либо на какой-либо источник (литература), либо на приложение.
VII этап. Разработка проекта опытно-экспериментальной работы
Проект опытно-экспериментальной работы по проблемной теме представьте в виде таблицы (см. табл. 2).
Табл.2. Фрагмент проекта опытно-педагогической работы по теме «Развитие нравственной культуры»
Критерии и показатели исследуемого явления |
Компоненты опытно-экспериментальной работы | |||||
Цели и задачи опытно-экспериментальной работы |
Содержание |
Средства |
Формы |
Методы |
Задания | |
Знание нравственных норм |
Откорректировать представление о добре и зле; и т.д. |
Понятия «добро» и «зло». и т.д. |
Общение, игра. |
Индивидуальная, групповая. |
Словесные, практические, проблемные, методы самостоятельной работы, индуктивные, игра как стимул, практический контроль |
Диспут «Что такое «добро» и «зло»». Игра «Сделка» |
Другая информация:
Целостный подход
В контексте приобщения человека к социокультурному наследию целостный подход предполагает формирование целостной личности как сложной био-психо-социокультурной системы, которая конструируется в процессе ее целенаправленного образования, с одной стороны, и стихийного саморазвития, с другой. Действит ...
Организация культурного досуга молодёжи и подростков. Развитие творческих
способностей на примере клубной деятельности в УДО
Культурно-досуговая деятельность представляет особый вид педагогической активности, имеющий двойственный характер. С одной стороны, чтобы интересно, содержательно и с пользой для себя организовать отдых и развлечение, снять утомление и усталость, включиться в различные виды деятельности, требуется ...
Инновационные технологии в системе образования: опыт и перспективы
В современных условиях общество ставит перед образованием задачу предоставить каждому человеку свободный открытый доступ к образованию на протяжении всей жизни с учетом собственных интересов, способностей и потребностей, обеспечив при этом приспособляемость к жизни в условиях высокой скорости инфор ...