Материалы » Изучение фразеологии в средних классах » Упражнения для подготовки к единому государственному экзамену по Бабайцевой В.В

Упражнения для подготовки к единому государственному экзамену по Бабайцевой В.В

Страница 3

- Зимой мы встречались от случая к случаю.

- Осталось решить задачу, и дело с концом.

Для справок: порой да временем, счет не берет, как с горы, и дело в сторону. Освоение региональной фразеологии должно помочь учащимся осознавать самобытность родной культуры, ее значимость и взаимосвязь с общенациональной и мировой культурой, вызвать интерес учащихся к живой, звучащей речи народа родного края.

27. Прочитайте предложения. Какое из предложений, по вашему мнению, является более выразительным, образным? Объясните, почему вы так считаете.

Ничего не помню, все вылетело из головы. – Ничего не помню, все забыл. Вы не слушайте Сережу: он всегда из мухи слона делает. – вы не слушайте Сережу: он всегда преувеличивает.

Прочитайте предложения. Замените выделенные слова фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. Кирилл целый день бездельничал. Мы догадывались, что он нас обманывает. Первого сентября Ольга проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бит баклуши, пропустить мимо ушей.

28. Прочитайте текст. Найдите фразеологизмы. Игровая форма: “кто больше найдет фразеологизмов?”

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только не корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему, что об стенку горох.

- Нет, мать, - заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть, сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют…

Буслаев Ф.И. писал: “Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого”.

Родной язык служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития. Без хорошо развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать чужие учиться в современной школе невозможно, так же как и стать полноценным членом общества.

Найти человека, который бы не зная, не использовал бы ни одного фразеологизма, не просто трудно, но и в принципе невозможно. Фразеологизмы используются нами ежедневно, но мало кто знает, зачем же они нам нужны.

Что же такое фразеологизм? Это устойчивые выражения, которое в течение столетий кропотливо отбирались как самые запоминающиеся и наиболее яркие. Сравним словосочетания:

1. Профессора слушали очень внимательно. – Профессора слушали затаив дыхание.

2. Над этим стоит подумать. – Над этим надо пораскинуть мозгами.

3. Они разговаривали. – Они точили лясы.

Вторые предложения в этих парах дают больше информации, а именно:

1) Мы понимаем, что лекция профессора была действительно интересна;

2) Проблема, стоящая перед тем, кто собрался пораскинуть мозгами, действительно того стоит;

3) Разговоры, которые можно назвать точением лясов, пустые и бессмысленные.

Отсюда можно сделать вывод: фразеологизмы нужны не просто для того, чтобы обогатить и украсить нашу речь, но и точнее высказать мысль, что в итоге позволяет лучше понять собеседника.

Главная особенность фразеологизма в том, что по своим свойствам они не похожи на простые словосочетания. Все слова в устойчивых выражениях зависят друг от друга, их нельзя изменить. Например, мы не можем сказать: на него все махнули левой рукой или делать из мухи жирафа.

С одной стороны получается, что фразеологизмы ограничивают творческие возможности языка, а с другой – они позволяют заменить одной емкой фразой многословное предложение. Одно дело сказать: “на него все махнули рукой”.

И совсем другое – долго объяснять, что все перестали обращать внимание на слова и поступки определенного человека.

Фразеологизмы нужны на все случаи жизни. Общение между людьми преследует 2 цели:

- передать информацию и поделиться своими чувствами, эмоциями и переживаниями.

Именно поэтому второй цели позволяют достигать фразеологизмы, среди которых можно найти меткое высказывание на любой случай жизни.

Это многообразие используется как в разговорной речи, так и во всех остальных стилях: художественном, публицистическом и научном. Также фразеологизмы выполняют и функцию оценки. А как известно, человека хлебом не корми – дай кого-нибудь или что-нибудь обсудить и оценить.

Страницы: 1 2 3 4

Другая информация:

Понятие форм воспитательной работы
В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников ...

Дистанционное обучение одно из наиболее активно развивающихся направлений образовательной системе
Появление Интернета и начавшаяся по всему миру либерализация рынка, следствием которой стало соответствующее снижение стоимости коммуникационных услуг, - два важных фактора, которые ускорили развитие информационной сферы, усилили ее социальный аспект. Снижение цен на компьютеры и связь сделали их д ...

Разработка тематики и содержания элективных курсов технологического направления
Элективные курсы по предметам, не входящим в Базисный учебный план. Типовое многообразие элективных курсов включает в себя авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий (а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и ре ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru