В психолого-педагогической литературе все чаще появляются слова: «самопознание», «самоуправление», «самоорганизация», «самореализация», «самодеятельность», «самоконтроль», «самооценка», «самовнушение», «саморазвитие».
В современных концепциях развития отечественной системы образования отмечается перенос ориентиров на самостоятельное приобретение школьниками знаний, формирование умений применять полученные знания в практической деятельности.
Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные.
Ведущей задачей в начальной школе является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности, самоорганизации. В связи с этим уже в первом классе необходимо закладывать основу для умения учиться.
Младшие школьники учатся самоорганизации в деятельности – осваивают структуру деятельности и учатся управлять собой, овладевая учебными действиями в ходе решения учебной задачи.
Умения управлять собой активно развиваются у ребёнка дошкольного возраста в процессе участия в сюжетной игре, в которой формируется воображение и умение исполнять роль.
Поступление в школу позволяет ребёнку перейти к выполнению учебной деятельности, которая предполагает овладение очень сложными для ребёнка умениями: ребёнок должен освоить структуру деятельности, научиться понимать и ставить цели, организовывать свои действия соответственно имеющейся цели, фиксировать и оценивать результат деятельности в процессе решения учебных задач.
В педагогике хорошо известны исследования Д. Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и других учёных, создавших не только теоретическую концепцию развивающего обучения, но и применивших результаты исследований в школьной практике. Исследователи развивающего обучения планируют учебную деятельность таким образом, чтобы, решая учебную задачу, учащиеся не только овладевали соответствующими знаниями и умениями, но развивали свои личностные качества, направленные на «умение учиться».
Младший школьник обучается управлять своей деятельностью первоначально вместе с другими и с помощью учителя, ученики поддерживают друг друга в принятии и решении задач, проводят диалоги и дискуссии о выборе лучшего пути поиска. Постепенно самоорганизацию в ходе решения учебной задачи начинает самостоятельно осуществлять каждый ученик.
Другая информация:
Старший школьный возраст
Это период ранней юности - период жизни и развития человека от 16 до 18 лет. Как правило, к концу этого периода юноши и девушки обычно достигают физической зрелости. Завершается период бурного роста и развития организма, наступает относительно спокойное время дальнейшего физического развития. Замет ...
Характеристика некоторых педагогических технологий
Как уже было отмечено, начало технологизации педагогической сферы было связано с внедрением в образовательный процесс программированного обучения. К организации такого обучения предъявляются определенные требования, среди которых: разбивка предполагаемого учебного материала на минимальные дозы, нал ...
История развития предпринимательства в России
Предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовост ...