Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры. Они разрабатываются с учетом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.
Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся.
Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.
Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО, дидактический раздаточный материал и др.
Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.
Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока.
Урок - деловая игра
Деловые игры (ДИ) делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
В педагогической практике шире представлены учебные (ДИ). Их отличительные свойства:
- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;
- поэтапное развитие игры, в результате чаще выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;
- наличие конфликтных ситуаций;
- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;
- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;
- контроль игрового времени;
- элементы состязательности;
- правила, системы оценок хода и результатов игры.
Методика разработки деловых игр
Этапы:
- обоснование требований к проведению игры;
- составление плана ее разработки;
- написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;
- подбор необходимой информации, средств обучения, создающих игровую обстановку;
- уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов;
- разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.
Возможные варианты структуры деловой игры на уроке:
- знакомство с реальной ситуацией;
- построение ее имитационной модели;
- постановка главных задач группам (командам), уточнение их роли в игре;
- создание игровой проблемной ситуации;
- вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
- разрешение проблемы;
- обсуждение и проверка полученных результатов;
- коррекция;
- реализация принятого решения;
- анализ итогов работы;
- оценка результатов работы.
Урок - ролевая игра
В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.
Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:
- имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;
- ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;
- условные, посвященные разрешению, например учебных конфликтов и т.д.
Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс-конференции, уроки - суды и т.д.
Этапы разработки и проведения ролевых игр:
- подготовительный;
- игровой;
- заключительный;
- анализ результатов.
На подготовительном этапе решаются организационные вопросы: распределение ролей, выбор жюри или экспертной группы, формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями; предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с инструкциями, заданиями; сбор материала; анализ материала; подготовка сообщения; изготовления наглядных пособий; консультации.
Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе; выявление позиций; принятие решения; подготовка сообщения. Межгрупповой аспект: заслушивание сообщения групп, оценка решения.
На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.
При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень ЗУН, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игр.
Другая информация:
Особенности обучения грамматике английского языкав младшем
школьном возрасте
Грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. Современный токовый словарь определяет грамматику, как раздел языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания. Умение грамо ...
История развития дошкольной педагогики в г. Перми
Как мы уже отметили выше, становление и развитие общественного дошкольного воспитания как в России в целом, так и на исследуемой территории предопределялось целым рядом факторов. В историческом аспекте это, прежде всего, особенности экономического развития страны и края, степень благосостояния обще ...
Описание возрастных особенностей младших школьников
Младший школьный возраст часто называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития он охватывает от 6-7 до 9-10 лет. С физиологической точки зрения – это время активной перестройки организма. В этот период активно развивается нервная система, увеличивается интенсивность рабо ...