Материалы » Использование игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет » Игровые технологии как средство предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет

Игровые технологии как средство предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет

Страница 2

развитие общей и мелкой моторики (пальчиковые игры, кинезитерапия, гидрогимнастика, су-джок терапия и т.д.);

развитие звуковой культуры речи (дидактические игры и упражнения, потешки, песенки, рифмованные загадки и т.д.);

развитие слухового восприятия (музыкальные, интерактивные игры);

развитие артикуляционной моторики (логопедический массаж, точечный массаж, искусственная локальная гипо- и гипертермия (ИЛГ), артикуляционная гимнастика и т.д.)

Технологии развития мелкой моторики. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, И. B. Антакова-Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Развитие мелкой моторики рук благотворно влияет не только на формирование активной детской речи, но и на исправление ее недостатков. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, и «мощным средством повышения работоспособности головного мозга».

Различные варианты пальчиковых игр для детей 2-3 лет представлены в методических пособиях Е.А. Янушко, Е.А. Косиновой, Е.В. Колесниковой, В.М. Акименко, Г.М. Ляминой и др. Педагоги-новаторы постоянно предлагают новые игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики детей раннего возраста. Так, Ю.А. Фадеева разработала игровой пальчиковый тренинг с использованием пластмассовых бельевых прищепок разного цвета, размера и формы. Японский ученый Йосиро Цуцуми разработал систему упражнений для самомассажа. Данная методика применяется во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста. В практику работы групп для детей раннего возраста также внедряются различные приемы кинезетерапии, гидрогимнастики и т.д. Гидрогимнастика – это прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов, например, резинового мячика, одну или двух бусинок, массажёров, маленьких фигурок, палочек, карандашей и т. д.

Технологии развития артикуляционной моторики. Применяются в логопедической работе при коррекции звукопроизношения на любом возрастном этапе. Применение их в раннем возрасте способствует развитию мышц артикуляционного аппарата, что будет служить предупреждением дефектов звукопроизношения. Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т.д., значит можно тренировать мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Для занятий дома с родителями предлагается артикуляционная гимнастика, тем более что в раннем и младшем возрасте только этот подготовительный этап уже может помочь малышу достичь правильного звукопроизношения. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых занятиях можно ограничиться и двукраным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем количество повторений увеличивают, доводя до 10 – 15 раз. Когда ребенок научиться правильно выполнять все движения, зеркало можно убрать. Взрослый должен показать ребенку, как правильно выполнять все упражнения. Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, а лучше два раза в день – утром и во второй половине дня после прогулки. Будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять ребенку язык вверх. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу вареньем или медом в зависимости от того, что любит ребенок.

Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка». Хорошо бы подобрать к каждому упражнению картинку-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету. Любимы детьми сказки про приключения язычка, стихи о язычке. Очень нравится малышам игра «Рыбки», которую можно сделать самостоятельно. Из белого картона вырезаются небольшие рыбки, на них рисуются картинки-символы упражнений. На каждую рыбку надевают обычную скрепку для бумаг. Теперь необходимо сделать удочку. Для этого понадобится палочка сантиметров 20, тонкая веревочка около 10 сантиметров и магнит. Веревочка привязывается к палочке, а магнит к веревочке. Удочка готова! Теперь отправляемся «ловить рыбу». Ребенок выполняет то упражнение, чей символ ему «попадется на удочку».

Страницы: 1 2 3

Другая информация:

Особенности развития пространственного мышления в младшем школьном возрасте
Пространственные понятие и пространственное воображение ребенка являются предпосылками для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются различными психическими процессами, такими как восприятие (первоосновой которого являются ощущения), внимание, память, воображение при обязательном ...

Роль и место математики в профилях различных направлений
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих школьников. В тоже время имеется большое число учащихся с явно выраженными способностями к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися, находящимися на двух «полюсах», весьма ...

Обучение групповому взаимодействию старших подростков
В общем виде взаимодействие - это организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу. Содержательной основой взаимодействия являются ценности: интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые признаны тако ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru