В отличие от диалога или пьесы, которые обучают, как
сказать, ролевая игра отвечает на вопрос, почему
и зачем
сказать. Г.А. Китайгородская
Игра – дело серьезное. Ролевая игра как средство организации совместной учебной деятельности учащихся моделирует межличностное групповое общение и находит живой отклик у младших школьников. Существенной психологической особенностью детской ролевой игры является ее неутилитарный характер, определяющий привлекательность самого процесса игры. Участие в ней сопровождается многообразными и сильными эмоциями, связанными с пробой собственных сил, самоутверждением. В результате дети получают удовольствие, выполняя игровые действия и общаясь со своими партнерами. Д.Б. Эльконин отмечает, что при всем разнообразии сюжетов в играх скрывается, принципиально, одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе.
Как показывает опыт, ролевая игра является одним из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся. Во-первых, игра – это особый тип деятельности в котором мотив лежит в самом процессе, в содержании самого действия, во-вторых, ролевая игра способствует расширению предметного содержания общения, давая школьникам возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, за счет разнообразных социальных и межличностных ролей; позволяет «предвосхищать» свой будущий личный опыт путем проигрывания ролей людей различных профессий, интересов, наклонностей; положительно влияет на учащихся в плане эмоциональном, создавая благоприятный психологический климат на уроке.
Ролевая игра обладает устойчивой дидактической структурой, под которой подразумевается совокупность ее компонентов (целей, содержания, ролей, социально-психологических и дидактических условий, реквизита) и этапов, обеспечивающих ее целостность при различных внешних и внутренних изменениях. Как считает М. Н. Скаткин: "Важно осознавать, решению каких дидактических задач должна способствовать данная игра, на развитие каких психических функций она рассчитана". Таким образом, автор заостряет внимание на том, что педагогу, даже в игровой деятельности необходимо ставить определенные дидактические задачи.
Однако для грамотной постановки таких задач следует знать, что представляет собой ролевая игра, каковы ее функции и развитию каких навыков она способствует. В.А Бухбиндер, Г.А. Китайгородская выделяют следующие черты ролевых игр, как одного из методов учебно-воспитательного процесса:
ü импровизированное исполнение ролей;
ü условность ситуаций, в которых происходит игра;
ü социальный характер;
ü наличие ролевых ожиданий;
ü стимуляция коллективно-личностного общения;
ü создание условий, для раскрытия творческих способностей.
Авторы указывают, что "ролевая игра предполагает опору на сознательное и подсознательное овладение учебным предметом, в частности, воздействие на эмоциональную сферу обучаемого, с целью облегчения запоминания учебного материала". Таким образом, ролевая игра оказывает положительное влияние на социальную адаптацию ученика, развитие его речевых навыков и умений: принять и исполнить роль, ориентироваться в ролях партнеров, выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией, проводить и отстаивать свою точку зрения, склоняться к компромиссу, предусматривать конфликт и находит пути для его устранения, формулировать проблему и предлагать пути ее решения, менять тактику своего поведения, владеть стратегией общения (уместно употреблять речевые и этикетные формулы; знать формулы обращений, уметь выражать благодарность, просьбу, согласие, возражение и др.).
Рассмотрим функции ролевых игр, а так же их обучающие возможности.
С позиции учащихся это – игровая деятельность, своеобразный отдых. Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность – игра, мотив лежит в содержании деятельности, а не вне ее. Учебный характер игры школьниками не осознается. С позиции учителя – это форма организации учебного процесса. Для учителя цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем. Кроме того, применение ролевой игры – яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме. (Г.А. Китайгородская) Анализ литературы по использованию ролевой игры в обучении иностранным языкам дает представление о том, что данный метод – явление полифункциональное, включающее следующие функции:
Другая информация:
Особенности грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи является чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития а ...
Обучение групповому взаимодействию старших подростков
В общем виде взаимодействие - это организация совместных действий индивидов, групп и организаций, позволяющая им реализовать какую-либо общую для них работу. Содержательной основой взаимодействия являются ценности: интеллектуальные, экспрессивные, инструментальные, социальные, которые признаны тако ...
Место элективных курсов в базисном учебном плане
Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация уч ...