Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте. Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления.
Раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Ранняя диагностика, выявляющая и устраняющая речевые нарушения у детей, тесно связана с предупреждением психических отклонений в состоянии здоровья.
Проблемам психомоторного и речевого развития детей раннего возраста посвящены исследования многих ученых и педагогов-практиков: Аксариной Н.М., Архиповой Е.Ф., Барановой О.В., Галанова А.С., Галигузовой Л.Н., Громовой О.Е., Казьмина А.М. и Казьминой Л.В., Мещеряковой С.Ю., Пантюхиной Г.В., Серебряковой Н.В., Стребелевой Е.А., Янушко Е.А. и др.
Исследователи подчеркивают, что в преддошкольном возрасте овладение речью как средством общения представляет собой осевую линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Р.Е. Левина справедливо указывала, что отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания. Своевременное выявление, коррекция и предупреждение отклонений процесса развития являются важным условием нормального психоречевого становления ребенка.
В настоящее время в нашей стране одним из приоритетных направлений является становление системы раннего выявления и коррекционной помощи детям, позволяющей не только предупредить речевые нарушения, но и способствовать всестороннему развитию личности. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. Поиск и эффективное применение разнообразных педагогических технологий в предупреждении отклонений в речевом развитии детей раннего возраста является актуальной проблемой.
Современная логопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо известные специалистам:
технология логопедического обследования;
технология коррекции звукопроизношения;
технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи;
технология развития интонационной стороны речи;
технология коррекции темпо-ритмической стороны речи;
технология развития лексико-грамматической стороны речи;
технология логопедического массажа.
В предупреждении речевых отклонений у детей раннего возраста особую актуальность получают различные игровые технологии.
Цель данного исследования – изучить игровые технологии, применяемые в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет. Для реализации поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
изучить онтогенез речевого развития в раннем возрасте;
выявить наиболее характерные отклонения в речевом развитии детей раннего возраста;
проанализировать современные игровые технологии, применяемые в целях предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет;
выявить особенности использования игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет.
Объект исследования является речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования – игровые технологии, применяемые в целях предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет.
Другая информация:
Изучение многогранников в школьном курсе математики
В школьных учебниках после изучения «бесконечно-протяженных» и в силу этого весьма абстрактных геометрических фигур: прямых и плоскостей (вернее сказать, их взаимного расположения в пространстве) изучаются зримые, «конечные», даже, можно сказать, осязаемые пространственные фигуры, и в первую оче ...
Рисование как средство педагогической диагностики учащихся
Основным методом диагностики детей в процессе обучения и воспитания служит соблюдение. Систематически используя этот метод, можно получить ценные сведения о различных сторонах и деятельности ребенка. Благоприятные условия для получения таких данных предоставляют уроки рисования. Наблюдения за детьм ...
Учреждения дополнительного и специального
образования
1) Суворовское военное, нахимовское военно-морское училище, кадетский (морской кадетский) корпус. Виды образовательных учреждений: Суворовское военное училище; Нахимовское военно-морское училище; Кадетский (морской кадетский) корпус. 2) Оздоровительное общеобразовательное учреждение санаторного тип ...