Современные социальные, экономические, экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Проблемы моторного, психического и речевого развития ребенка часто проявляются уже в раннем возрасте. Анализ статистических данных показывает, что на сегодняшний день до 80% детей рождаются физиологически незрелыми, около 70% - имеют диагностированное перинатальное поражение центральной нервной системы. А у части детей, родившихся здоровыми, проблемы появляются уже в первые месяцы и годы жизни. Из общего числа детей 30% нуждаются в реабилитации, 45% - в коррекционной помощи того или иного направления.
Раннему возрасту уделяется самое пристальное внимание со стороны медиков, психологов, педагогов, дефектологов. И это не случайно. Ранний возраст является уникальным, стратегически важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. Ранняя диагностика, выявляющая и устраняющая речевые нарушения у детей, тесно связана с предупреждением психических отклонений в состоянии здоровья.
Проблемам психомоторного и речевого развития детей раннего возраста посвящены исследования многих ученых и педагогов-практиков: Аксариной Н.М., Архиповой Е.Ф., Барановой О.В., Галанова А.С., Галигузовой Л.Н., Громовой О.Е., Казьмина А.М. и Казьминой Л.В., Мещеряковой С.Ю., Пантюхиной Г.В., Серебряковой Н.В., Стребелевой Е.А., Янушко Е.А. и др.
Исследователи подчеркивают, что в преддошкольном возрасте овладение речью как средством общения представляет собой осевую линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости. Р.Е. Левина справедливо указывала, что отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания. Своевременное выявление, коррекция и предупреждение отклонений процесса развития являются важным условием нормального психоречевого становления ребенка.
В настоящее время в нашей стране одним из приоритетных направлений является становление системы раннего выявления и коррекционной помощи детям, позволяющей не только предупредить речевые нарушения, но и способствовать всестороннему развитию личности. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях. Поиск и эффективное применение разнообразных педагогических технологий в предупреждении отклонений в речевом развитии детей раннего возраста является актуальной проблемой.
Современная логопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. К ним относятся хорошо известные специалистам:
технология логопедического обследования;
технология коррекции звукопроизношения;
технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи;
технология развития интонационной стороны речи;
технология коррекции темпо-ритмической стороны речи;
технология развития лексико-грамматической стороны речи;
технология логопедического массажа.
В предупреждении речевых отклонений у детей раннего возраста особую актуальность получают различные игровые технологии.
Цель данного исследования – изучить игровые технологии, применяемые в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет. Для реализации поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
изучить онтогенез речевого развития в раннем возрасте;
выявить наиболее характерные отклонения в речевом развитии детей раннего возраста;
проанализировать современные игровые технологии, применяемые в целях предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет;
выявить особенности использования игровых технологий в предупреждении дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет.
Объект исследования является речевое развитие детей раннего возраста.
Предмет исследования – игровые технологии, применяемые в целях предупреждения дефектов звукопроизношения у детей 2-3 лет.
Другая информация:
Положение о методическом объединении учителей-предметников
1. Состав методического объединения определяется соответственно специализации членов педагогического коллектива. 2. Из состава членов методического объединения директором школы или его заместителем по учебной работе рекомендуется руководитель, который утверждается на педагогическом совете. 3. Члены ...
Описание результатов внедрения Триз в педагогический процесс
На сегодняшний день применение методов ТРИЗ и РТВ в педагогике включается три основных направления разработок: - дополнение и изменение традиционных дисциплин; - создание новых технологий обучения на основе ТРИЗ-РТВ; - разработки в области теории творческого мышления. Первое направление разработок ...
Управление учебно-воспитательным процессом в школе
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...