В данном возрасте ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте собственной учебной деятельности подростка. В этом возрасте получают развитие устойчивый содержательный интерес ко всему интересному, значительному. Часто заметно стремление подростка знать что-то основательно, действовать, находить знания самостоятельно.
Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя следующие ее виды: учебную, общественно-организационную, спортивную, художественную и трудовую. При выполнении одной из этих деятельностей у подростка возникает сознанное стремление участвовать в общественно-необходимой работе, он хочет быть общественно значимым. Также в этом возрасте подросток начинает учиться строить отношения в различных коллективах, в разных ситуациях, учитывать нормы взаимоотношений. Для среднего возраста в качестве ведущего вида деятельности можно назвать общественно-полезную деятельность в разнообразных формах, в ситуации общения со сверстниками. При этом учебная деятельность помогает подростку индивидуализироваться.
Коммуникативное развитие подростка осуществляется на основе усиленного развития его формального, рефлексивного, теоретического мышления. В этот период складывается умение рассуждать дедуктивно, самостоятельно и творчески мыслить, делать выводы и обобщения, спорить, доказывать свою точку зрения.
Основные речевые новообразования подросткового возраста – новые функции речи, регуляции и дифференцированного на партнера общения. В этом время у человека появляется свой собственный, индивидуальный, стиль речи, а также усложняется ее структура, появляются специальные термины, абстрактные выражения.
Потребность высказаться иногда соединяется с другими потребностями. На этом периоде большую роль играет потребность самовыражения, в достижении определенной цели, в повышении своей значимости в глазах сверстников. Данные потребности способствуют появлению внешних и внутренних мотивов, которые в свою очередь оказывают сильное влияние на любую совершаемую деятельность.
В коммуникативно-познавательном мотиве говорения реализуется коммуникативное намерение говорящего, т.е. готовность к речевым действиям, т.е. происходит настрой на ту или иную речевую ситуацию, у говорящего появляется цель речевого высказывания.
Обучающимся на данной ступени характерно стремление строить общение в различных коллективах с учётом принятых норм взаимоотношений, рефлексий собственного поведения в них, умение оценивать свои личные возможности.
В подростковом возрасте активно развиваются чтение, диалогическая и письменная речь, диалогическая речь преобразуется от умения задавать вопросы и отвечать на них до способности вести связную беседу. Подростковый возраст наиболее благоприятен развитию коммуникативных способностей, которые к концу возраста увеличиваются.
Лексическая компетенция составляет важную часть когнитивной базы учащихся, которая представляет собой совокупность знаний, являющихся общими для всех. В процессе приобретения иноязычного слова включается такое действие как запоминание.
Итак, в среднем школьном возрасте увеличивается объем высказываний, это происходить как в словах, так и в предложениях (за счет увеличения длины отдельных предложений, усложнения грамматических конструкций), поэтому правильный подбор коммуникативных задач, продуманная формулировка учебного задания, организация оптимальной установки на слушание и последующее воспроизведение при учете возрастных особенностей подростков позволяет оптимизировать процесс обучения. В этот период происходит формирование индивидуальных способов реализации тех норм и требований, которые предъявляет окружающий мир. У подростка возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, активно проявляется потребность в утверждении собственных представлений, мнений и оценок, регулирование отношений к нему разных людей.
Другая информация:
Химия, биология и технология
Установление межпредметных связей курсов химии, биологии и технологии - необходимое условие осуществления естественнонаучного обучения. Эта связь носит двухсторонний характер. Ее фундаментом служит то, что эти естественные науки являются основой познания окружающего мира и целого ряда технологическ ...
Формы и методы работы по развитию музыкального мышления младших школьников
на уроках музыки
Результаты первоначальной диагностики уровня развитости музыкального мышления младших школьников показали, что у детей данной возрастной категории данное качество недостаточно развито (высокий уровень в обеих группах представлен лишь 20-30% учащихся). Это свидетельствует о недостаточно развитом чув ...
Переход к новому знанию и новому образованию
Мы более или менее подробно остановились на педагогических взглядах Монтеня. Они представляют собой в истории педагогики характерное явление. Здесь гуманистическая педагогика, с ее основным воспитательно-образовательным фондом в виде классиков, пришла к любопытному самоотрицанию. Монтень пользуется ...