В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностической консультации состоит в том, что клиент начинает более серьёзно задумываться о своих личных качествах, о сложностях проблемы профессионального выбора.
Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство клиента с её результатами, рекомендации консультанта. После проведения диагностики врождённых индивидуально – типических свойств психики (психофизиологи – ческих, нейродинамических), то есть практически не изменяющихся в течение жизни консультант может дать рекомендации следующего плана:
как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности;
от каких профессий следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям;
как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование путём проб и ошибок.
Профконсультанту необходимо быть осторожным в выводах и рекомендациях по результатам диагностики интеллекта и специальных способностей, так как они могут развиваться при соответствующей мотивации и осуществлении профессиональной деятельности. Если консультант сомневается в наличии достаточного уровня развития некоторых способностей, необходимых для успешного овладения профессией, он может предложить консультируемому способы психотренировки, направленные на развитие нужного вида внимания, памяти, пространственного мышления и т.п.
Такие тренировки дают возможность консультируемым освоить способы развития необходимых способностей. Консультант должен стремиться придать диагностической работе коррекционный и развивающий характер.
В процессе индивидуального консультирования консультанту необходимо учитывать представления клиента об уровне развития у него некоторых индивидуальных особенностей, необходимых для различных профессий.
При анализе полученных результатов необходимо учитывать, что их достоверность во многом зависит от способности консультируемого к адекватной самооценке и его уверенности в себе.
Прогнозируемая степень удовлетворённости человека его деятельностью во многом зависит от того, насколько его ожидания соответствуют реальным особенностям профессии. Одни и те же обстоятельства для разных людей могут иметь совершенно различный личностный смысл. Обмануться в своих ожиданиях легче всего в молодом возрасте.
Коррекционная работа профконсультанта проводиться на уровне профессиональных предпочтений, ожиданий, представлений о профессиональных перспективах консультируемого, некоторых социальных установок. Она включается в процесс консультирования и не имеет определённого алгоритма.
Развивающие возможности профконсультации заложены в любых применяемых методах, но особенно в разного рода активизирующих средствах – профориентационных карточных играх, упражнениях и заданиях.
Одно из ключевых направлений в профконсультировании клиентов – содействие формированию жизненной перспективы, осознанию образа будущего. Это требует от консультанта более широкого взгляда на ситуацию клиента, анализа выбора профессии как первого звена в цепочке последовательных жизненных выборов, связанных с работой, созданием семьи, социальным продвижением, материальным благосостоянием и духовным развитием.
Задача консультанта – помочь клиенту оценить ближайшие жизненные планы с точки зрения долговременных целей и ожиданий, касающихся не только профессиональной но и других сфер жизни. При этом следует учитывать возрастную специфику: “образы будущего в юности ориентированы прежде всего на результат, а не на средства его достижения, то есть жизненные цели не подкрепляются в должной мере конкретными жизненными планами”.
Ядром жизненной перспективы являются ценностные ориентации, жизненные цели и жизненные планы. Консультируемому необходимо понять различие между этими понятиями и их взаимосвязь, согласовать их при формировании жизненной перспективы.
Для того чтобы определиться в ценностных ориентациях, необходимо ответить на вопросы: в каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха, на что в первую очередь направить свою энергию.
Если клиент уже сделал выбор, следует рассмотреть, какие перспективы открывает данная профессия в других значимых для него сферах жизни. Молодёжь, например, наиболее подвержена воздействию стереотипов и часто планирует своё будущее, не учитывая индивидуальные ценности, по принципу “то что хорошо для всех, хорошо и для меня”.
Другая информация:
Исследование чувства гражданственности у детей
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу, мы решили провести опытно-экспериментальную работу по данной проблеме. Исследование проводилось в МБДОУ "Детский сад № 19" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан. Экспериментальная группа состоит из детей дошколь ...
Предрасположенность детей с ОНР III уровня к нарушению
чтения и письменной речи
Нарушения чтения и письма могут быть обусловлены задержкой в формировании определенных функциональных систем, важных для освоения письменной речи, вследствие вредностей, действовавших в различные периоды развития ребенка. Кроме того, дислексия и дисграфия возникают при органических речевых расстрой ...
Религиозно-церковная реформация. Сущность реформаторского движения
Вскоре, к увлечению античной литературой, ее духом и выражением, стилем, присоединился и еще важный фактор развития новых идей, религиозно-церковная реформация. Если гуманистическое движение, в общем, было движением аристократическим и захватывало собой только избранный круг образованных людей, то ...