Значима она хотя бы уже потому, что является авторской, валидной, проверенной временем методикой. К тому же, предоставляет возможности графического отображения результатов диагностики. Что значительно облегчает взаимопонимание с клиентом.
Не возникнет особых затруднений и при обработке результатов. Все рекомендации по обработке результатов изложены в логически последовательной форме, доступным даже простому обывателю языком.
Следующей методикой этого раздела, которую хотелось бы тоже отметить как достаточно перспективную, обладающую научной основой, является тест “Формула темперамента” А.Белова.
Тест интересен тем, что с его помощью можно определить не только доминирующий вид темперамента, но и соотношение у конкретного человека черт всех четырёх видов темперамента (формула темперамента).
Альтернативой ему может выступить ещё одна методика: опросник для изучения темперамента Я.Стреляу.
Достоинством этой методики является многообразие формулировок предлагаемых респонденту вопросов.
Эта особенность предотвращает построение предположений относительно замысла каждого вопроса методики. Что в конечном итоге содействует объективизации диагностических данных.
Эта же особенность методики накладывает определённую ответственность на профориентатора. Он должен предусмотреть негативные образования возникающие в процессе проведения опроса, попытаться уменьшить их влияние на конечный результат всей диагностической деятельности.
Вторым разделом, который занимает сферу наших интересов, является диагностика межличностных отношений.
В числе методик этого раздела наиболее популярной, по уровню применяемости, является методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2).
Она содержит всего 40 вопросов. При этом позволяет отдельно определить как уровень коммуникативных, так и уровень организаторских склонностей.
Не менее интересна и методика межличностных отношений Т.Лири.
Созданная в 1954 году Т.Лири, Г.Лефоржем, Р.Сазеком она предназначена для исследования представлений субъекта о идеальном “Я”, а также для изучения взаимоотношений в малых группах.
С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждой из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они образуются по 4 и повторяются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Обратимся и к методике диагностики эмпатических способностей В.В.Бойко.
При помощи её применения можно выяснить значимость конкретного параметра в структуре эмпатии.
Методика довольно-таки “незамысловатая” как в отношении формулировки вопросов, так и в обработке результатов. Что, полагаем, является её положительной характеристикой как с позиции специалиста – профконсультанта, так и с позиции клиента.
Не менее интересна и другая методика этого автора: методика диагностики коммуникативной установки. Она позволяет выяснить признаки негативной установки. Что в значительной степени может содействовать выработке позиции профконсультанта относительно профессиональных предпочтений клиента.
Заключительным разделом, который нас интересует, является диагностика интеллекта.
В этом разделе примечателен аналитический тест интеллекта Мейли.
Он предназначен для измерения уровня интеллектуального развития, и может быть применён для обследования лиц старше 11 лет.
Материал теста включает шесть групп заданий и субтестов, каждый из которых базируется на достаточно известных в экспериментальной психологии методиках. По графическому изображению результатов в отдельных субтестах строится профиль интеллекта.
Надо сказать, что данный тест довольно-таки сложен в обработке результатов, и требует предельного внимания реализующего его специалиста.
Привлекает внимание и тест возрастающей трудности (методика Равена). Методика предназначена для изучения логичности мышления.
Эта методика является одной из наиболее прогностических методик для исследования невербального интеллекта. Может использоваться как в комплексе с другими психодиагностическими методиками, так и отдельно.
Другая информация:
Анализ результативности работы по внедрению
авторских программ и технологий в дошкольных образовательных учреждениях МОУ
ФДВ за 2007-2008 учебный год
Анализируя результативность работы авторских программ и технологий необходимо отметить, что данный процесс реализовывался в соответствии с разработанной структурой инновационного процесса внедрения авторских разработок в практику работы ДОУ Мотовилихинского района г. Перми. В связи с этим технологи ...
Теоретические основы непрерывного образования
Существует несколько определений непрерывного образования. Приведем пример некоторых из них. Под непрерывным образованием понимается систематическая, целенаправленная деятельность по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так ...
Формирование вокально-хоровых навыков детей как актуальная
психолого-педагогическая проблема
Пение является самым доступным видом музыкального искусства, широко востребованным в практике музыкального образования. Многие исследователи в различных областях науки сходятся во мнении, что в процессе обучения пению развивается эстетический вкус, качества личности ребенка, его общие и музыкальные ...