Например, учитель называет шести ученикам, сидящим за первыми партами, числа: 2, 3, 4 - и показывает на первый прямоугольник. Все ученики, получившие от учителя числа, прибавляют к нему число 5, и каждый из них поворачивается к ученику, сидящему за ним, и называет ему результат.д.алее учитель показывает на следующий прямоугольник. Ученики, сидящие за второй партой, производят действие умножения на 2 и тихо называют ответы ученикам, сидящим за ними, и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока ученики не выполняют всех действий по схеме. Сидящие за первыми партами играют роль контролеров. Они выполняют всю цепочку действий. В конце соревнования ученики, сидящие за последними столами, должны записать окончательные ответы в схему, а сидящие за первыми - утвердить их или отвергнуть.
I ряд II ряд III ряд
2 3 4
Побеждает тот ряд, который правильно и раньше всех выполнит всю цепочку действий. Если обнаружены ошибки, учитель проверяет с учениками всю цепочку действий. К анализу ошибок привлекаются слабые ученики.
С помощью таких игр и подобных учащиеся воспроизводят вычислительные приемы в уме. Эти игры направлены на формирование вычислительных навыков.
В настоящее время все настойчивее выдвигается задача подлинного развивающего обучения, которое не только бы давало сумму готовых знаний и навыков, но и формировало бы обобщенные умения и способности, дающие возможность овладевать неизвестными ранее способами практической и теоретической деятельности.
Искусство обучения на современном этапе состоит в том, чтобы подводить учащихся к выполнению все более и более усложняющихся задач. Важно, чтобы обучение вызывало напряжение мысли, давало возможность сделать пусть маленькое, но открытие: найти самостоятельно правило, ответ, решить новую для учеников задачу.
При обучении математике в начальных классах существуют разные пути поиска новых знаний.
На этапе объяснения новых знаний ученики осуществляют его на чувственной основе с помощью действий с различными средствами наглядности: предметами, рисунками, схемами, моделями. Преобразуя один вид наглядности в другой, ученики переводят информацию, заложенную в средствах наглядности, на язык математики и словесно описывают подмеченную закономерность, формулируя ее в виде правила, свойства, алгоритма действия.
Учащиеся II класса могут самостоятельно подметить доступные им математические связи. Например, в игре “По какой тропинке ты пойдешь? ” учительница предлагает угадать по цепочкам примеров, в которых зашифрованы две тропинки, по какой из них связь с туристической базой не нарушена (где можно пройти успешно, потому что одна из них “затоплена водой”).
1-я тропинка 2-я тропинка
9 + 14 5 + 19
14 + 9 19 + 5
23=14 + 9 24=16 + 5
23 - 14=9 24 - 15=9
23 - 9=14 24 - 5=19
Учащиеся, “исследуя" цепочки взаимосвязанных примеров, догадываются, что по первой тропинке можно пройти к туристической базе, вторая же “залита водой", так как во второй цепочке связь между примерами нарушена.
Широкое поле деятельности для самостоятельного решения представляют собой занимательные упражнения: математические фокусы, математические лабиринты, задания на сообразительность и смекалку. Приведем примеры таких заданий.
1. Как наиболее простым способом вычислить суммы этих чисел?
0 11 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Какие цифры закрыты карточками?
3. Математический лабиринт “Догони-ка!"
По этому лабиринту мысленно “бегают" Миша и Сережа. Они соревнуются в расчетах: находят суммы 4 произведений несколько раз, получая каждый раз число 60. Миша и Сережа составили 5 примеров с ответом 60. А сколько вы найдете таких ходов?
4. Задание на смекалку.
Примечание. Задание целесообразно провести во второй половине дня.
Разместите числа от 1 до 12 (по одному числу в каждой фигуре) так, чтобы они составляли одну и ту же сумму в следующих направлениях: в каждой из двух средних центральных колонок, в 4 треугольниках вместе, в 4 квадратах вместе.
5. Задачи на сообразительность.
а) Кто какую игрушку спрятал? Играя, каждая из трех подруг - Катя, Галя и Оля - опустила в свой “чудесный" мешочек одну из игрушек: медвежонка, зайчика, слоненка. Известно, что Катя не прятала зайчика. Оля не прятала ни зайчика, ни медвежонка. Предлагается узнать, у кого какая игрушка.
Приведенные примеры игр убеждают в том, что в игре можно запрограммировать любой метод обучения.
Умелое руководство игрой требует мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, продумать методику проведения игры, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель должен обратить на нее внимание.
Другая информация:
Модульная технология
Одной из новых технологий, прочно вошедших в учебный процесс, является модульное обучение. Его основная идея заключается в том, что школьник должен учиться сам, а задача учителя — осуществлять управление его учебной деятельностью. Основополагающее понятие модульной технологии — модуль. Модуль — это ...
Содержание и организация констатирующего
эксперимента
Исследования по проблеме формирования монологической речи у младших школьников с нарушенным интеллектом проводилось на базе специальной школы №5 г. Тайшета. В эксперименте участвовало 14 детей. Биологический возраст испытуемых на момент исследования был 9 лет. У детей экспериментальной группы наблю ...
Методы и приёмы развития связной письменной
речи в старших классах на уроках чтения
Общее нарушение интеллектуальной деятельности детей с проблемами в развитии приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. нарушаются все компоненты речи: ее фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй, связная ...