Материалы » Дидактические игры в начальном курсе математики

Дидактические игры в начальном курсе математики

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела.

Сегодня, и тем более в дальнейшем математика необходима людям различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления младших школьников, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для младшего школьника наиболее подходящей формой обучения. Младший школьник пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний.

К.Д. Ушинский видел в игре серьезное занятие, в котором он усваивает и преобразует действительность: "Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ее ребенка именно потому, что понятнее она ему, потому, что отчасти есть его собственное создание… В действительной жизни дитя, существо, не имеющее никакой самостоятельности. ., в игре дитя уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями".

Проблема детской игры является одной из самых актуальных проблем. Именно потому мы решили взять темой дипломной работы:

"Роль дидактических игр в активизации познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах".

Проблема исследования: как использовать дидактические игры для активизации познавательной деятельности младших школьников.

Исходя из данной проблемы, мы ставим цель исследования: выявить эффективность использования дидактических игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников.

Предмет исследования: роль использования дидактических игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование дидактических игр в процессе обучения математике поможет развивать:

интерес к изучению математики и к самой математике;

познавательный интерес детей;

познавательную активность на уроках математики;

развитие вышеуказанных предложений поможет развивать познавательную деятельность на уроках математики.

Для достижения цели и гипотезы выделили следующие задачи:

изучить, проанализировать теорию об использовании дидактических игр для активизации познавательной деятельности;

изучить особенности формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках математики;

выявить возможности использования дидактических игр в развитии познавательной деятельности младших школьников на уроках математики;

Методологической основой исследования являются основные положения теории игровой деятельности, разработанные классиками русской и советской педагогики К.Д. Ушинским, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, А.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и также положения отечественной педагогики, сформулированные в трудах А.П. Усовой, Е.И. Радиной, Ф.Н. Блехер, Б.И. Хачпуридзе, И.П. Подласого, З.М. Богуславской, Л.А. Венгером, А.И. Сорокиной.

В ходе исследовательской работы использовали следующие

методы исследования:

анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы;

наблюдение за учебным процессом в начальных классах;

протоколирование;

интервьюирование;

анкетирование;

экспериментирование;

анализ и классификация результатов исследования работы;

апробирование.

Исследовательскую работу проводили по таким этапам:

І этап (апрель - сентябрь 2009) - выбор и формулировка темы исследования, определение проблемы, темы, цели, выдвижение гипотезы, объекта и предмета, задач и методов исследования, изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме;

ІІ этап (сентябрь - декабрь 2009) - определение базы исследовательской работы, проведение опытно-экспериментальной работы, апробирование результатов исследования, анализ литературы по теме исследования, оформление теоретической части.

ІІІ этап (январь - апрель 2010) - анализ, обобщение результатов исследования, составление рекомендаций и оформление дипломной работы.

Научная новизна:

конкретизированы этапы развития интереса младших школьников к математике;

выявлены особенности использования дидактических игр в активизации познавательной деятельности младших школьников;

выявлена роль дидактических игр в активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Теоретическая значимость исследования:

Изучена, систематизирована имеющаяся литература по данной проблеме.

Доказана необходимость использования дидактических игр для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Выявлены особенности использования дидактических игр для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Практическая значимость:

1. Приведен в систему накопленный опыт работы учителей по использованию дидактических игр в процессе обучения математике в начальных классах.

2. Составлен и апробирован комплекс дидактических игр для активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

3. Доказана эффективность включения игр на уроках в активизации познавательной деятельности младшего школьника на уроках математики.

Достоверность результатов исследования - определяется анализом теоретического и экспериментального материала методом математической обработки.

Апробирование результатов исследования осуществлялось в форме выступления с докладом на тему: "Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах" на научно-практической конференции в СИ БашГУ (11.03.10), вышла статья по результатам исследования в сборнике "Неделя науки 2010".

Другая информация:

Игрушки из глины
Обилие рек с обрывистыми берегами, глинистые почвы в Нечерноземье, поля, прорезанные оврагами, давали возможность без особого труда добывать глину и иметь чистый речной песочек для смешивания с глиной, чтобы она стала более пластичной. Обычно с осени глина заготавливалась на долгий зимний период, с ...

Экспериментальное обоснование эффективности использования ролевых игр на уроках английского языка как средство развития диалогической речи
Так как темой нашей дипломной работы является ролевая игра как средство развития диалогической речи учащихся на уроках английского языка, то для того, чтобы выявить условия эффективного использования ролевых игр как средства развития диалогической речи на уроке, необходимо провести исследование, ко ...

Методы закрепления изучаемого материала
Устное изложение знаний учителем связано с первичным восприятием и осмыслением их учащимися. Но, как отмечал дидакт М.А. Данилов, «знания, являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся». Исходя из приведенной выше ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru