Материалы » Дидактические игры в начальном курсе математики » Применение дидактических игр на уроках математики

Применение дидактических игр на уроках математики

Страница 2

Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра "Цепочка", при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь друг с другом.

При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.

Для закрепления используются такие игры, как: "Угадай", "Открой форточку", "Арифметический лабиринт", "Эстафета" и т.д.

"Угадай".

Дети узнают, из каких двух слагаемых состоит число, например 7.

5+2=7 3+4=7 1+6=7 и т.д.

Выигрывает тот, кто больше предложит вариантов.

Установлению связи между устной и письменной нумерацией помогает известная игра "Молчанка".

Учитель сообщает, что Карлсон принес в класс шары, на которых есть цифры. Он будет последовательно показывать цифры, а класс должен показывать состав соответствующего числа. На помощь Карлсон приглашает по одному ученику с каждого ряда. Карлсон показывает шар с цифрой, например, 8, а дети молча - состав этого числа. Помощники помогают Карлсону проверить ответы товарищей.

На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.

Уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-игры в основном способствуют закреплению и расширению знаний и представлений, полученных на уроках, проходящих в классе с использованием заданий учебника.

На уроке математики игра играет роль волшебной палочки, превращая трудные примеры в препятствия на пути к разгадке тайны. А сказочные герои из задач просят о помощи…Разве можно им отказать!

Ничуть не утомляют детей и проходят на одном дыхании уроки-сказки; когда сюжет развивается все 40 минут, дети принимают участие в рассказывании, и все задания выполняются с большим удовольствием.

"Платье из лепестков".

Однажды майский жук пригласил стрекозу на бал. Очень она обрадовалась! Еще бы Стрекоза любила поплясать. Помчалась она к модной портнихе-гусенице и заказала бальное платье. Гусеница, выслушав стрекозу, послала мотылька на луг.

А на лугу расцвели яркие маки и в каждом трепетали четыре нежных алых лепестка.

Мотылек сорвал два мака и отнес гусенице. Та сняла лепестки с маков и стала мастерить платье.

А хватит ли лепестков с двух маков? - спросила стрекоза.

Ну, конечно, - успокоила портниха.

И действительно, хватило и еще осталось. И остался один лепесток на платочек. На балу все восхищались нарядом стрекозы и спрашивали6 "Сколько лепестков пошло на такое платье? Но стрекоза не знала. А вы знаете? И т.д.

Сказочный игровой сюжет может стать канвой урока на этапах первичного закрепления темы: "Сложение и вычитание в пределах 100". Ученики быстро и увлеченно работают, преодолевая препятствия и бросаясь на помощь героям. Время пролетает незаметно даже для слабых учеников, успевающих сделать большой объем работы, чем на обычном уроке.

Отдельные игровые задания можно и нужно включать в начальной школе на любом этапе урока - от устного счета до самостоятельной работы, так как сюжет задания корректирует мотивацию детей, сокращая время выполнения задания и самое главное - дарит удовольствие и радость знания.

В целях устранения перегрузки учащихся учебным материалом как на уроке, так и домашних заданиях целесоообразно использовать своевременную смену видов деятельности детей, проводить физкультминутки, способствующие разрядке и снимающее усталость детей. Особое значение в этом отношении имеет по-разному организуемая игровая деятельность детей на уроках математики, в особенности в I - II классах, использование упражнений и заданий, в которых представлены герои известных детям книжек, сказок, мультфильмов, разнообразных дидактических игр. В программе приведен примерный перечень дидактических игр и игровых упражнений, которые могут быть использованы при изучении каждой темы в I - II классах. Число игр, их содержание, методика проведения и время, которое может быть выделено играм на уроках математики, определяются с учетом тех основных учебно-воспитательных задач, которые преследует данная тема каждый урок, отведенный на ее изучение. Некоторые игры математического содержания используются затем во внеурочное время в группе продленного дня и во внеклассных занятиях.

Темы

Примерные дидактические игры и игровые упражнения

I класс

Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления.

Сравнение предметов по размеру (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче) и форме (круглый, квадратный, иреугольный и другие).

Пространственные представления, взаимное расположение предметов: наверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом.

Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на.

1. Сравнение предметов. Сравнение предметов по размеру и форме, составление различных последовательностей предметов (постепенно уменьшающихся, увеличивающихся, расстановка "через один" и другие).

Примеры.

1)" Пирамидки" (из кубиков, колец, пластилина).

2)" Матрешки" и другие (с использованием разнообразного дидактического материала: муляжей, предметных картинок, вырезанных из картона квадратов, кругов, треугольников, полосок и т.д.).

3)" Каждой вещи свое место" (расстановка игрушек по полочкам, раскладывание их в разные коробки по указанному признаку: по цвету, по размеру, форме, назначению и другие).

2. Уточнение пространственных представлений.

1)" Что куда?" (расстановка предметов по указаниям вида: "На верхнюю полочку поставь матрешку, под ней - куклу, левее матрешки - неваляшку, правее куклы - мишку" и т.п. (задания дает учитель, а затем и сами дети, а водящий их выполняет).

2)"Назови соседей" (сначала соседей, сидящих на партах слева, справа, перед, за вызванным учеником, а затем соседей одной из игрушек, стоящих на полочке).

3) Физкультминутки по командам учителя (с использованием слов " вверх, вниз, налево, направо, левая рука, правая рука" и т.п.).

3. Уточнение временных представлений.

1)"Что сначала, что потом?"

2)"Кто раньше?", "Кто позже?" (после показа иллюстраций к сказкам "Репка", "Теремок", "Колобок" и других дети должны назвать героев сказки в том порядке, в каком они в ней появляются).

3)"Светофор" (учитель говорит, например: " Кончилось лето, наступила весна", дети поднимают красный круг - сигнал остановки, ошибки исправляются, или: "Сначала завтракают, а потом обедают", дети при этом поднимают зеленый круг (можно идти дальше) и т.п.).

4. Сравнение групп предметов.

1)"Найди пару".

2)"Хватит ли?"

3)"Больше? Меньше? Столько же?" (с использованием разнообразного счетного материала).

5. Усвоение последовательности чисел и счет предметов.

1)"Ищи вопросы" (кто больше придумывает вопросов со словом "сколько" по сюжетной картинке).

2)"Счет цепочкой" (один называет числа 1, 2, другой 3, 4, и т.д., или 1, 2, 3, другой - 4, 5, 6 и т.д.).

3) Счет под ритмическое постукивание и т.д.

4)"Я знаю 5 имен. ., названия двух цветков" и т.д., и каждый раз под ритмичные хлопки в ладоши вызванный ученик перечисляет названия соответствующих предметов).

Числа от 1 до 10.

Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов (реальных предметов и их изображений, движений, звуков, углов и сторон треугольника, четырехугольника и. т.д.).

Число 0 и его обозначение. Сравнение чисел. Получение числа прибавлением 1 к предедущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следуещего за ним при счете.

Состав чисел 2,3,4,5, к., их набор и размен.

1. Подготовка к изучению чисел и решению задач.

1)"Найди пару"

2)"Хватит ли?" (образование пар по цвету, размеру, форме и другие).

3)"Больше? Меньше? Столько же?" (с использованием разнообразного счетного материала).

4)"Нанизывай бусы" (рисование бусинок - кружков разного цвета, например чередование двух красных и

желтой и т.д.).

5)"Ищи вопросы" (кто придумает больше вопросов со словом "сколько" по сюжетной картинке).

2. Подготовка к записи цифр и примеров.

1)"Зрительный диктант" (выкладывание по образцу рисунков из палочек, кружков, треугольников и другие).

2)"Мозаика" (составление различных узоров из мозаики, связанных со счетом).

3)"Орнаменты" (рисование в тетради орнаментов, связанных со счетом клеток, и т.д.).

3. Усвоение последовательных чисел от 1 до 10.

1)"Счет цепочкой" (в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа).

2)"Назови соседей" (число, предшествующее, и число следующее за данным при счете).

3)"Угадай число" (пропущенное в ряду чисел или в записи примера).

4)"Где мое место?" (построение в ряд в соответствии с порядковыми номерами).

4. Соотнесение цифры с соответствующей группой предметов.

1)"Детское домино" (с картинками и цифрами).

2)"Найди пару".

5. Закрепление знания состава чисел от 2 до 5.

1)"От двух до пяти" (кто предложит больше разных способов раскладывания в 2 коробки 4 - 5 предметов и т.д.).

2)"Городские автоматы" (набор нужной суммы с помощью монет в 1, 2, 3, 5 к).

3)"Заселяем дома" (на каждом этаже указывается, сколько на нем должно быть всего жильцов и сколько уже въехало; дети, выставляя карточку с цифрой, указывают, сколько еще въедет жильцов).

Сложение и вычитание

Название действий и их обозначение. Знаки "+" (плюс), " - " (минус), "=" (равно).

Чтение, запись и нахождение значения числовых выражений в 1 - 2 действия (без скобок).

Приемы вычислений: а) при сложении - прибавление числа по его частям, перестановка чисел;

б) при вычитании - вычитание числа по его частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения.

Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.

Сложение и вычитание вида: 7 - 7, 0 + 8.

Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.

Набор и размер 10 к.

Усвоение смысла действий сложения и вычитания.

"Что изменилось?"

"Было - стало" (с использованием разнообразного счетного материала и парных картинок).

"Плюс или минус?" (угадывание пропущенного в примере знака действия или показ знака действия, которое необходимо выполнить для решения предложенной учителем задачи).

Усвоение примеров вычислений.

"Дополни запись" (заполнение пропусков, иллюстрирующих прием).

"Помоги Незнайке" (исправление ошибок в записи).

"Найди примеры с одинаковыми ответами" (различные варианты образования пар таких предметов: соединение линиями, раскрашивание рисунков с записями таких примеров и другие).

Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел.

"Угадай пример" (по заданному ответу отгадывается пример на сложение, записанный на карточке).

"Сколько кружков одного цвета?" (на наборном полотне выставлено обратной стороной к классу, например, по 6 кружков на каждой полочке. Дети угадывают, Сколько среди них красных и сколько синих на каждой полочке).

"Заселяем дома".

Закрепление навыков сложения и вычитания.

"Составь поезд" (из вагонов - карточек с записанными на них примерами, ответы которых служат указанием порядковых номеров вагонов).

"Угадай число" (которое на несколько единиц больше или меньше данного).

"Лесенка".

"Математическая эстафета" и другие игры, в которых учащиеся соревнуются на ск"орость решения предложенных примеров.

Числа от 1 до 20

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.

Получение чисел прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.

Десятичный состав чисел от 11 до 20.

Определение времени по часам с точностью до 1 ч.

Измерение длины предметов. Сантиметр.

Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.

Усвоение последовательности чисел от 1 до 20, их запись и чтение.

"Веселый счет" (кто быстрее найдет на рисунке и перечислит в порядке возрастания или убывания все записанные на нем числа).

"Кто быстрее?" (с использованием настольных игр типа "Цирк", "Разведчик" и т.д. - продвижение вперед по ряду чисел).

Усвоение примеров сложения и вычитания.

"Дополни до 20"

"Сколько всего прибавили?"

"Сколько всего вычли?"

"Дополни запись" и т.д.

Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел.

"Заселяем дома"

Эстафета - соревнование в составлении и записи всех примеров с заданным ответом.

"Арифметическое лото" и т.д.

II класс

Табличное сложение и вычитание

Сравнение чисел. Знаки " < " (меньше), " > " (больше).

Сложение двух однозначных чисел, сумма которых равна 11, 12, 13, 14, 15, 16,17,18, с использованием изученных приемов вычислений.

Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.

Сложение и вычитание с числом 0.

Название данных чисел и искомого при сложении вычитании.

Нахождение не известного слагаемого и неизвестного уменьшаемого.

Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.

Числа от 1 до 100

Название и последовательность чисел в пределах 100.

Чтение и запись чисел от 21 до 100. Сравнение чисел.

Десятичный состав чисел от 21 до 100.

Отрезок. Измерение длины отрезка с помощью сантиметра, дециметра, метра. Черчение отрезка заданной длины.

Представление о килограмме, литре.

1. Усвоение последовательности чисел от 1 до 20, их записи и чтения.

"Веселый счет" (кто быстрее найдет на рисунке и перечислит в порядке возрастания или уменьшения все записанные на нем числа).

"Кто быстрее?" (с использованием настольных игр типа "Цирк", "Разведчик" и т.д. - продвижение вперед по ряду чисел).

Усвоение приемов сложения и вычитания.

"Дополни до 20"

"Сколько всего прибавили?"

"Сколько всего вычли?"

"Дополни запись" и т.д.

Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел.

"Заселяем дома".

Эстафета - соревнование в составлении и записи всех примеров с заданным ответом.

"Арифметическое лото" и т.д.

Сложение вычитание однозначных и двузначных чисел

Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Порядок действий в выражениях, содержащитх 2 действия, использование скобок.

Проверка сложения и вычитания.

Нахождение неизвестного вычитаемого.

Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых.

Монеты в 15, 20, 50 к. и 1р. Их набор и размер.

Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание (с составлением выражения).

Отработка навыков устных вычислений.

"Занимательные рамки"

"Круговые примеры"

"Арифметические ребусы и головоломки"

"Угадывание задуманного числа".

"Ряды чисел" (продолжение рядов чисел, получаемых при последовательном прибавлении по 2, по 3, по 4 и т.д., заполнение пропусков в таких рядах).

"Кто больше и кто скорее?" (составление возможно большого числа примеров на сложение и вычитание с данными числами. Например: 14, 6, 12, 8, 36, 7, 29, 5 и т.п.).

Игра "Десятка" (к данному числу прибавляется по очереди число 2 или 3 до получения числа 10. Если получилось больше, чем 10, игра продолжается с использованием вычитания числа 2 или 3 до получения 10).

Умножение и деление

Умножение. Название действия и его обозначение.

Задачи, решаемые умножением.

Название данных чисел и искомого при умножении.

Умножение числа на 2 и числа 3 на однозначное число.

Прием перестановки множителей и его использование в вычислениях.

Умножение однозначного числа на число 2 и число 3.

Деление. Название действия и его обозначение. Задачи, решаемые делением.

Деление на 2 и на 3; деление с частным, равным 2 и 3.

Решение задач в 1 действие на умножение и деление.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другая информация:

Какие вредные привычки преобладают у детей дошкольного возраста
B процессе развития личность ребенка легко формируется, но также и легко деформируется. Любое нарушение или дисгармония в окружении малыша или в отношении к нему может повлиять на его поведение. У ребенка быстро формируются стереотипы поведения, он легко приобретает некоторые привычки, которые, как ...

Мотивы выбора школьниками элективных курсов
Так как элективные курсы выбираются самими учащимися, они должны соответствовать их потребностям, целям обучения и мотивам выбора курса. Следует отметить, что к основным мотивам выбора элективных курсов в 9-11 классе, которые следует учитывать при разработке и реализации элективных курсов относятся ...

Особенности восприятия младшими школьниками наглядных материалов
Восприятие – процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на его органы чувств. Для того чтобы воспринимать предметы, воздействующие, например, на глаз человека, воспринимающий уже должен обладать каким – то соответствующим опытом. В восприяти ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru