Для закрепления устной нумерации в пределах 100 используется игра "Цепочка", при проведении которой дети каждого ряда (команды) на основе иллюстративного материала образуют числа в пределах 100, соревнуясь друг с другом.
При изучении нумерации чисел в пределах 100 задача состоит в том, чтобы научить считать и записывать числа.
Для закрепления используются такие игры, как: "Угадай", "Открой форточку", "Арифметический лабиринт", "Эстафета" и т.д.
"Угадай".
Дети узнают, из каких двух слагаемых состоит число, например 7.
5+2=7 3+4=7 1+6=7 и т.д.
Выигрывает тот, кто больше предложит вариантов.
Установлению связи между устной и письменной нумерацией помогает известная игра "Молчанка".
Учитель сообщает, что Карлсон принес в класс шары, на которых есть цифры. Он будет последовательно показывать цифры, а класс должен показывать состав соответствующего числа. На помощь Карлсон приглашает по одному ученику с каждого ряда. Карлсон показывает шар с цифрой, например, 8, а дети молча - состав этого числа. Помощники помогают Карлсону проверить ответы товарищей.
На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры.
Уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-игры в основном способствуют закреплению и расширению знаний и представлений, полученных на уроках, проходящих в классе с использованием заданий учебника.
На уроке математики игра играет роль волшебной палочки, превращая трудные примеры в препятствия на пути к разгадке тайны. А сказочные герои из задач просят о помощи…Разве можно им отказать!
Ничуть не утомляют детей и проходят на одном дыхании уроки-сказки; когда сюжет развивается все 40 минут, дети принимают участие в рассказывании, и все задания выполняются с большим удовольствием.
"Платье из лепестков".
Однажды майский жук пригласил стрекозу на бал. Очень она обрадовалась! Еще бы Стрекоза любила поплясать. Помчалась она к модной портнихе-гусенице и заказала бальное платье. Гусеница, выслушав стрекозу, послала мотылька на луг.
А на лугу расцвели яркие маки и в каждом трепетали четыре нежных алых лепестка.
Мотылек сорвал два мака и отнес гусенице. Та сняла лепестки с маков и стала мастерить платье.
А хватит ли лепестков с двух маков? - спросила стрекоза.
Ну, конечно, - успокоила портниха.
И действительно, хватило и еще осталось. И остался один лепесток на платочек. На балу все восхищались нарядом стрекозы и спрашивали6 "Сколько лепестков пошло на такое платье? Но стрекоза не знала. А вы знаете? И т.д.
Сказочный игровой сюжет может стать канвой урока на этапах первичного закрепления темы: "Сложение и вычитание в пределах 100". Ученики быстро и увлеченно работают, преодолевая препятствия и бросаясь на помощь героям. Время пролетает незаметно даже для слабых учеников, успевающих сделать большой объем работы, чем на обычном уроке.
Отдельные игровые задания можно и нужно включать в начальной школе на любом этапе урока - от устного счета до самостоятельной работы, так как сюжет задания корректирует мотивацию детей, сокращая время выполнения задания и самое главное - дарит удовольствие и радость знания.
В целях устранения перегрузки учащихся учебным материалом как на уроке, так и домашних заданиях целесоообразно использовать своевременную смену видов деятельности детей, проводить физкультминутки, способствующие разрядке и снимающее усталость детей. Особое значение в этом отношении имеет по-разному организуемая игровая деятельность детей на уроках математики, в особенности в I - II классах, использование упражнений и заданий, в которых представлены герои известных детям книжек, сказок, мультфильмов, разнообразных дидактических игр. В программе приведен примерный перечень дидактических игр и игровых упражнений, которые могут быть использованы при изучении каждой темы в I - II классах. Число игр, их содержание, методика проведения и время, которое может быть выделено играм на уроках математики, определяются с учетом тех основных учебно-воспитательных задач, которые преследует данная тема каждый урок, отведенный на ее изучение. Некоторые игры математического содержания используются затем во внеурочное время в группе продленного дня и во внеклассных занятиях.
Темы |
Примерные дидактические игры и игровые упражнения |
I класс Сравнение предметов и групп предметов. Пространственные и временные представления. Сравнение предметов по размеру (больше - меньше, выше - ниже, длиннее - короче) и форме (круглый, квадратный, иреугольный и другие). Пространственные представления, взаимное расположение предметов: наверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между, рядом. Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже. Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на. |
1. Сравнение предметов. Сравнение предметов по размеру и форме, составление различных последовательностей предметов (постепенно уменьшающихся, увеличивающихся, расстановка "через один" и другие). Примеры. 1)" Пирамидки" (из кубиков, колец, пластилина). 2)" Матрешки" и другие (с использованием разнообразного дидактического материала: муляжей, предметных картинок, вырезанных из картона квадратов, кругов, треугольников, полосок и т.д.). 3)" Каждой вещи свое место" (расстановка игрушек по полочкам, раскладывание их в разные коробки по указанному признаку: по цвету, по размеру, форме, назначению и другие). 2. Уточнение пространственных представлений. 1)" Что куда?" (расстановка предметов по указаниям вида: "На верхнюю полочку поставь матрешку, под ней - куклу, левее матрешки - неваляшку, правее куклы - мишку" и т.п. (задания дает учитель, а затем и сами дети, а водящий их выполняет). 2)"Назови соседей" (сначала соседей, сидящих на партах слева, справа, перед, за вызванным учеником, а затем соседей одной из игрушек, стоящих на полочке). 3) Физкультминутки по командам учителя (с использованием слов " вверх, вниз, налево, направо, левая рука, правая рука" и т.п.). 3. Уточнение временных представлений. 1)"Что сначала, что потом?" 2)"Кто раньше?", "Кто позже?" (после показа иллюстраций к сказкам "Репка", "Теремок", "Колобок" и других дети должны назвать героев сказки в том порядке, в каком они в ней появляются). 3)"Светофор" (учитель говорит, например: " Кончилось лето, наступила весна", дети поднимают красный круг - сигнал остановки, ошибки исправляются, или: "Сначала завтракают, а потом обедают", дети при этом поднимают зеленый круг (можно идти дальше) и т.п.). 4. Сравнение групп предметов. 1)"Найди пару". 2)"Хватит ли?" 3)"Больше? Меньше? Столько же?" (с использованием разнообразного счетного материала). 5. Усвоение последовательности чисел и счет предметов. 1)"Ищи вопросы" (кто больше придумывает вопросов со словом "сколько" по сюжетной картинке). 2)"Счет цепочкой" (один называет числа 1, 2, другой 3, 4, и т.д., или 1, 2, 3, другой - 4, 5, 6 и т.д.). 3) Счет под ритмическое постукивание и т.д. 4)"Я знаю 5 имен. ., названия двух цветков" и т.д., и каждый раз под ритмичные хлопки в ладоши вызванный ученик перечисляет названия соответствующих предметов). |
Числа от 1 до 10. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов (реальных предметов и их изображений, движений, звуков, углов и сторон треугольника, четырехугольника и. т.д.). Число 0 и его обозначение. Сравнение чисел. Получение числа прибавлением 1 к предедущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следуещего за ним при счете. Состав чисел 2,3,4,5, к., их набор и размен. |
1. Подготовка к изучению чисел и решению задач. 1)"Найди пару" 2)"Хватит ли?" (образование пар по цвету, размеру, форме и другие). 3)"Больше? Меньше? Столько же?" (с использованием разнообразного счетного материала). 4)"Нанизывай бусы" (рисование бусинок - кружков разного цвета, например чередование двух красных и желтой и т.д.). 5)"Ищи вопросы" (кто придумает больше вопросов со словом "сколько" по сюжетной картинке). 2. Подготовка к записи цифр и примеров. 1)"Зрительный диктант" (выкладывание по образцу рисунков из палочек, кружков, треугольников и другие). 2)"Мозаика" (составление различных узоров из мозаики, связанных со счетом). 3)"Орнаменты" (рисование в тетради орнаментов, связанных со счетом клеток, и т.д.). 3. Усвоение последовательных чисел от 1 до 10. 1)"Счет цепочкой" (в прямом и обратном направлении, начиная с любого заданного числа). 2)"Назови соседей" (число, предшествующее, и число следующее за данным при счете). 3)"Угадай число" (пропущенное в ряду чисел или в записи примера). 4)"Где мое место?" (построение в ряд в соответствии с порядковыми номерами). 4. Соотнесение цифры с соответствующей группой предметов. 1)"Детское домино" (с картинками и цифрами). 2)"Найди пару". 5. Закрепление знания состава чисел от 2 до 5. 1)"От двух до пяти" (кто предложит больше разных способов раскладывания в 2 коробки 4 - 5 предметов и т.д.). 2)"Городские автоматы" (набор нужной суммы с помощью монет в 1, 2, 3, 5 к). 3)"Заселяем дома" (на каждом этаже указывается, сколько на нем должно быть всего жильцов и сколько уже въехало; дети, выставляя карточку с цифрой, указывают, сколько еще въедет жильцов). |
Сложение и вычитание Название действий и их обозначение. Знаки "+" (плюс), " - " (минус), "=" (равно). Чтение, запись и нахождение значения числовых выражений в 1 - 2 действия (без скобок). Приемы вычислений: а) при сложении - прибавление числа по его частям, перестановка чисел; б) при вычитании - вычитание числа по его частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения. Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание вида: 7 - 7, 0 + 8. Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного. Набор и размер 10 к. |
Усвоение смысла действий сложения и вычитания. "Что изменилось?" "Было - стало" (с использованием разнообразного счетного материала и парных картинок). "Плюс или минус?" (угадывание пропущенного в примере знака действия или показ знака действия, которое необходимо выполнить для решения предложенной учителем задачи). Усвоение примеров вычислений. "Дополни запись" (заполнение пропусков, иллюстрирующих прием). "Помоги Незнайке" (исправление ошибок в записи). "Найди примеры с одинаковыми ответами" (различные варианты образования пар таких предметов: соединение линиями, раскрашивание рисунков с записями таких примеров и другие). Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел. "Угадай пример" (по заданному ответу отгадывается пример на сложение, записанный на карточке). "Сколько кружков одного цвета?" (на наборном полотне выставлено обратной стороной к классу, например, по 6 кружков на каждой полочке. Дети угадывают, Сколько среди них красных и сколько синих на каждой полочке). "Заселяем дома". Закрепление навыков сложения и вычитания. "Составь поезд" (из вагонов - карточек с записанными на них примерами, ответы которых служат указанием порядковых номеров вагонов). "Угадай число" (которое на несколько единиц больше или меньше данного). "Лесенка". "Математическая эстафета" и другие игры, в которых учащиеся соревнуются на ск"орость решения предложенных примеров. |
Числа от 1 до 20 Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел. Получение чисел прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Определение времени по часам с точностью до 1 ч. Измерение длины предметов. Сантиметр. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание. |
Усвоение последовательности чисел от 1 до 20, их запись и чтение. "Веселый счет" (кто быстрее найдет на рисунке и перечислит в порядке возрастания или убывания все записанные на нем числа). "Кто быстрее?" (с использованием настольных игр типа "Цирк", "Разведчик" и т.д. - продвижение вперед по ряду чисел). Усвоение примеров сложения и вычитания. "Дополни до 20" "Сколько всего прибавили?" "Сколько всего вычли?" "Дополни запись" и т.д. Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел. "Заселяем дома" Эстафета - соревнование в составлении и записи всех примеров с заданным ответом. "Арифметическое лото" и т.д. |
II класс Табличное сложение и вычитание Сравнение чисел. Знаки " < " (меньше), " > " (больше). Сложение двух однозначных чисел, сумма которых равна 11, 12, 13, 14, 15, 16,17,18, с использованием изученных приемов вычислений. Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания. Сложение и вычитание с числом 0. Название данных чисел и искомого при сложении вычитании. Нахождение не известного слагаемого и неизвестного уменьшаемого. Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание. Числа от 1 до 100 Название и последовательность чисел в пределах 100. Чтение и запись чисел от 21 до 100. Сравнение чисел. Десятичный состав чисел от 21 до 100. Отрезок. Измерение длины отрезка с помощью сантиметра, дециметра, метра. Черчение отрезка заданной длины. Представление о килограмме, литре. |
1. Усвоение последовательности чисел от 1 до 20, их записи и чтения. "Веселый счет" (кто быстрее найдет на рисунке и перечислит в порядке возрастания или уменьшения все записанные на нем числа). "Кто быстрее?" (с использованием настольных игр типа "Цирк", "Разведчик" и т.д. - продвижение вперед по ряду чисел). Усвоение приемов сложения и вычитания. "Дополни до 20" "Сколько всего прибавили?" "Сколько всего вычли?" "Дополни запись" и т.д. Закрепление знания таблицы сложения и состава чисел. "Заселяем дома". Эстафета - соревнование в составлении и записи всех примеров с заданным ответом. "Арифметическое лото" и т.д. |
Сложение вычитание однозначных и двузначных чисел Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100. Порядок действий в выражениях, содержащитх 2 действия, использование скобок. Проверка сложения и вычитания. Нахождение неизвестного вычитаемого. Нахождение суммы нескольких одинаковых слагаемых и представление числа в виде суммы одинаковых слагаемых. Монеты в 15, 20, 50 к. и 1р. Их набор и размер. Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание (с составлением выражения). |
Отработка навыков устных вычислений. "Занимательные рамки" "Круговые примеры" "Арифметические ребусы и головоломки" "Угадывание задуманного числа". "Ряды чисел" (продолжение рядов чисел, получаемых при последовательном прибавлении по 2, по 3, по 4 и т.д., заполнение пропусков в таких рядах). "Кто больше и кто скорее?" (составление возможно большого числа примеров на сложение и вычитание с данными числами. Например: 14, 6, 12, 8, 36, 7, 29, 5 и т.п.). Игра "Десятка" (к данному числу прибавляется по очереди число 2 или 3 до получения числа 10. Если получилось больше, чем 10, игра продолжается с использованием вычитания числа 2 или 3 до получения 10). |
Умножение и деление Умножение. Название действия и его обозначение. Задачи, решаемые умножением. Название данных чисел и искомого при умножении. Умножение числа на 2 и числа 3 на однозначное число. Прием перестановки множителей и его использование в вычислениях. Умножение однозначного числа на число 2 и число 3. Деление. Название действия и его обозначение. Задачи, решаемые делением. Деление на 2 и на 3; деление с частным, равным 2 и 3. Решение задач в 1 действие на умножение и деление. |
Другая информация:
Андрагогические основы профессионального развития личности
Андрагогические основы профессионального развития закладываются в момент перехода личности из системы школьного обучения на следующий этап непрерывного образования. Для одних учащихся это обучение в вузе, для других - в колледже или профессионально-техническом училище. Согласно существующей социаль ...
Содержание и формы трудового воспитания младших школьников
Включение детей в труд необходимо осуществлять с учетом физиологии детей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, учащиеся вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношен ...
Составление программы диагностического «среза»
Продумайте программу диагностического «среза», т.к. только данные, полученные после его проведения, позволят окончательно скорректировать предполагаемую Вашу работу. В программе выделите цель диагностического («нулевого») «среза», критерии (см. признаки Вашего основного определения), показатели и у ...