Происхождение многих тиков до конца не ясно. Некоторые из них имеют генетическое наследование и "кодируются" в определенных генных локусах, например синдром Туретта. Другие вторично вызваны какими-либо заболеваниями. Например, тики при менингите, энцефалите, нарушении мозгового кровообращения, интоксикации алкоголем или производственными лаками, или тики при хронических заболеваниях почек и печени. Для третьей группы тиков (которые называются первичными, или идиопатическими) выявить однозначной причины возникновения не удается. Известно, что эта группа идиопатических тиков развивается преимущественно в детском возрасте, чаще у мальчиков. Нередко им предшествуют острые или хронические стрессовые ситуации, например развод родителей, неблагоприятная обстановка в семье или испуг после общения с животными.
Длительность заболевания может быть различной - от нескольких недель. до нескольких лет. Часто с возрастом тики сглаживаются или вовсе проходят. Иногда их исчезновению способствует какой-нибудь неспецифический стресс - перенесенное острое воспалительное заболевание с лихорадкой или сильное эмоциональное переживание.
В лечении тиков нужно сочетать два основных подхода - фармакотерапию и психотерапию. Из лекарственных препаратов используют успокаивающие различных групп - транквилизаторы, нейролептики, седативные антидепрессанты. При слабой выраженности тиков нет необходимости в лекарственных средствах. Бывает достаточным отвлечения внимания и устранения возможных отрицательны психогенных воздействий. В том случае, когда тики развиваются на фоне какого-либо заболевания, необходимо лечения основного расстройства; в этих случаях терапия должна быть направлена на причину поражения мозга.
Каковы причины?
• Причина возникновения тиков остается неизвестной. Тики возникают большей частью в период детства. Это довольно распространенное явление, которое встречается у 1 ребенка из двадцати. Иногда тики могут впервые появиться и в зрелом возрасте, а также возникать при различных неврологических и психических заболеваниях. К некоторым состояниям, при которых могут развиться тики, относятся:
• хронический стресс, психотравмирующие обстоятельства
• наследственные факторы
• синдром Жилль де ла Туретта (заболевание, возникающее в детском и юношеском возрасте, при котором имеются множественные тики и частые психические нарушения, копролалия)
• черепно-мозговая травма
• инфекции, поражающие головной мозг
• инсульт
• отравление угарным газом
• прием некоторых лекарственных препаратов
Как проявляются?
В зависимости от локализации проявления тиков различны:
В лице: частые моргания, закатывания глаз, нахмуривание и поднятие бровей, сморщивание носа, открывание рта, щелкание языком, потирание подбородка, сплевывание, скрежетание зубами, гримасничание и др.
В голове, шее, плечах: вскидывание, кивание, вращение головы, приподнимание плеч, вытягивание шеи
В руках: подергивание, резкое сгибание или распрямление рук, сжимание в кулак, вытягивание, щелканье пальцев, движения пальцами как при игре на пианино, отведения плеча
В туловище: тик в виде приветствия, выпячивание живота груди или таза, сжимание ягодиц, подергивания мышц живота и груди
Другая информация:
Половое воспитание в семье
В число природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами входят те, что определяются полом. Современна я наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психи ...
Констатирующий эксперимент по выявлению знаний в области экономики у
обучающихся профильного и базового уровней
В констатирующем эксперименте принимали участие 2 группы двух школ г.Североморска: контрольная и экспериментальная. В роли контрольной группы выступил 11Б профильный класс общеобразовательной школы №1, 20 человек. В обеих группах велось преподавание одним педагогом. В роли экспериментальной группы ...
Обеспечение становления учителя как субъекта собственного развития
применительно к его методической деятельности
Как определить, нуждается ли учитель в методической помощи? Актуальным сегодня является исследование методической деятельности учителя через анализ «конкретных вариантов педагогического процесса» (по выражению Лушникова И.Д.), поскольку именно урок решает успех дела в обучении. Соотнесение результа ...