Правило 4. Не усиливать напряжение ситуации.
Пытаясь снизить напряженность ситуации, взрослые часто прибегают к способам, которые, наоборот, усиливают напряжение и агрессию:
- повышение голоса, устрашающий тон;
- демонстрация власти: «Учитель здесь я», «Как я сказал, так и будет»;
- крик, негодование;
-агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
- сарказм, насмешки;
- оценка личности ученика, его родителей или друзей;
- использование физической силы:
- втягивание в конфликт других людей, непричастных к нему (классного руководителя, завуча, директора);
- настаивание на своей правоте;
- нотации;
- угрозы и наказания;
- оправдания, защиты;
- обобщения типа: «Вы все одинаковые», «С вами со всеми нельзя по-нормальному»;
- придирки;
- передразнивание;
- сравнение ребенка с другими детьми;
- команды, жесткие требования, давление;
- подкуп, награды.
Такие действия взрослых могут остановить проступок лишь на короткое время.
Правило 5. Обсуждать проступок.
Важным в профилактике агрессивного поведения детей является обсуждение такого поведения. При этом анализировать поступок следует не и момент, когда стороны возбуждены, а после того, как они успокоятся. Вместе с тем, обсуждение необходимо проводить как можно быстрее после инцидента. Лучше это делать без свидетелей, а в группе (классе) обсудить потом. Во время обсуждения взрослый должен сохранять (демонстрировать) спокойствие и доброжелательность, оценивать не личность ребенка, а его действия. Важно подробно обсудить негативные последствия агрессивного поведения не только для окружающих, но и для самого ребенка.
Правило 6. Сохранять положительную репутацию.
Для ребенка важным является сохранение самоуважения и уважения в глазах других людей. Для этого целесообразно:
-публично минимизировать вину ребенка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), что не относится к последующей индивидуальной беседе;
- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить требование взрослого по-своему;
- предложить ребенку компромисс, договор со взаимными уступками.
Правило 7. Демонстрировать модели неагрессивного поведения.
Взрослый должен демонстрировать модели поведения, альтернативные агрессии. Такое поведение, снижающее напряженность отношений, может включать:
- выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);
- тайм-аут - предоставить ребенку возможность успокоиться наедине;
- внушение спокойствия невербальными средствами;
- прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
- использование юмора;
- признание чувств и интересов ребенка;
- сообщение о своих чувствах и интересах;
- апелляция к правилам.
Значительное место в психопрофилактике и коррекции агрессивного поведения детей должно занимать содействие в овладении детьми новыми социально приемлемыми формами поведения, альтернативными агрессии. Часто взрослые говорят ребенку, как не надо себя вести, но не объясняют, как надо поступать, что делать. Необходимо предоставлять ребенку образец поведения, на который он мог бы ориентироваться. Важным условием возникновения новых устойчивых форм выступает, помимо организации поведения, формирование у ребенка определенной мотивации.
Другая информация:
Диагностика уровня сформированности навыков самообслуживания у детей
дошкольного возраста с умственной отсталостью
\ Цель данного этапа – выявление исходного уровня сформированности навыков самообслуживания у дошкольников с умственной отсталостью. В эксперименте принимали участие 10 детей подготовительной группы ДОУ «Детский сад комбинированного вида №53» г. Читы. Для исследования уровня сформированности навыко ...
Комплексный анализ уровня учебной работы учащихся класса в течение дня
1. Состав класса и уровень умственного развития учащихся. 2. Психологические особенности детей данного возраста. 3. Оптимальность учебного расписания на данный день недели. 4. Учет недостатков работы класса и постановка целей, способствующих их устранению. 5. На каких уроках уровень решения данной ...
Методическая служба в условиях развития республиканской
системы последипломного образования педагогов
Деятельность методического кабинета улусного управления образования строилась на концептуальной идее республиканской системы последипломного образования педагогов - удовлетворять индивидуальные потребности и интересы педагогов в их профессиональном, общекультурном росте, духовном развитии. Ведущие ...