Посещение клуба способствует включению ребенка в многообразные социально ценные и личностно значимые виды деятельности, в гуманистически ориентированные межличностные отношения со сверстниками и взрослыми; формируют опыт социального поведения, необходимый для успешного вхождения в систему общественных отношений; выявляют и развивают интеллектуальные, коммуникативные, экспрессивные, инструментальные способности.
Привлекательность клубной жизни для детей и подростков определяется:
игровой формой усвоения будущих социальных ролей;
разнообразной по характеру деятельностью, которая позволяет решить проблему профессионального самоопределения, самопознания;
возможностью удовлетворить потребности в общении. В отличие от бессодержательного времяпрепровождения на улице ребята общаются в клубе на основе общих полезных дел, увлечений, интересов;
развитым самоуправлением, относительной автономией от взрослых;
гуманистически выстроенными по сравнению с уличными межличностными отношениями (недопустимы насмешки, унижения, физическая расправа над слабыми детьми).
К условиям эффективности клубной деятельности относят: организационно-педагогические, психолого-педагогические, педагогические.
Организационно-педагогические условия эффективности включают в себя:
изучение и выявление возможностей для организации клубной деятельности в учреждении или микросреде;
наличие взрослых, умеющих профессионально организовать определенные виды клубной деятельности;
наличие и / или создание материальной базы, необходимой для организации клубной деятельности в соответствии с избранной направленностью;
целенаправленная работа педагогов по формированию клубного коллектива учащихся, обеспечению его достаточно продолжительного и стабильного функционирования;
создание системы взаимосвязей клубных объединений с другими коллективами и социальной средой.
Психолого-педагогические условия включают:
выявление и изучение интересов воспитанников в сфере досуга, их потребностей, способностей и умений, которые могут быть сформированы, реализованы и развиты в определенных видах клубной деятельности;
создание возможностей для творческого развития воспитанников в процессе реализации ими своих потребностей, способностей, интересов и умений в клубной деятельности;
учет половозрастных особенностей и личностных ресурсов воспитанников при выборе направлений и видов клубной деятельности;
стимулирование активности и формирование субъектной позиции воспитанников.
Педагогические условия включают:
адекватность содержания клубной деятельности воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации;
адекватность содержания клубной деятельности воспитанников, социальным условиям и возможностям ее организации;
комплексный характер совместной деятельности воспитанников в клубном коллективе, соответствующий его воспитательным функциям и профилю;
сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм в процессе организации жизнедеятельности клубного коллектива;
оптимальное соотношение педагогического руководства и самоуправления клубной деятельностью с самоорганизацией ее участников;
создание субъект-субъектных отношений в клубном коллективе, как между воспитанниками, так и между ними и педагогами.
В настоящее время происходит процесс восстановления клубной работы по месту жительства. Одни клубы существуют как образовательные учреждения дополнительного образования детей, другие – как чисто досуговые учреждения либо как общественные организации.
Приоритетными направлениями клубной деятельности по месту жительства являются:
помощь семье в решении проблем, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;
помощь подростку в устранении причин, негативно влияющих на его поведение, успеваемость и посещение общеобразовательного учреждения;
Другая информация:
Сущность личностно-ориентированного подхода
Неудовлетворенность многих стран результатами школьного образования привела к необходимости его реформирования. С этой целью важно было выработать стратегическое направление развития системы общего среднего образования на перспективу. Системы образования в любой стране призваны способствовать реали ...
Формы и методы работы, способствующие развитию творческих способностей
Восприятие себя как творческой личности является важнейшим условием творческого акта. При этом критическое отношение к результатам собственной деятельности вполне допустимо, но с одним условием – нельзя делать это в процессе деятельности, пусть критичность проявляется только тогда, когда новое уже ...
Управление учебно-воспитательным процессом в школе
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...