В ноябре 2009 года был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании принимали учащиеся МОУ «Воскресенская средняя общеобразовательная школа» – экспериментальный 3 класс, всего 12 человек;
учащиеся МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» – контрольный 3 класс, всего 16 человек.
В экспериментальном и контрольном классах курс «Окружающий мир» ведется по программе А.А. Плешакова.
Цель эксперимента: выявление уровня сформированности обществоведческих знаний у третьеклассников.
На основе теоретического исследования сущности обществоведческих знаний, требований программы мы определили следующие критерии сформированности обществоведческих знаний у младших школьников, вытекающих из определения понятия «обществоведческие знания»:
1. уровень сформированности гражданско-правовых знаний
2. уровень сформированности социальных знаний
3. уровень сформированности экономических знаний
Показателями сформированности данных уровней мы определили следующие качества знаний: правильность, полнота, осознанность.
На основе выделенных критериев нами была разработана комплексная диагностическая работа. Данная работа состояла из 16 заданий, разделенных на три группы.
Каждое задание имело свою цель, направленную на выявление сформированности определенных показателей сформированности обществоведческих знаний на данном этапе обучения. Каждое задание имело разное количество операций и соответственно оценивается в разное количество баллов (оно соответствует числу операций). В каждой группе заданий были определены уровни сформированности знаний.
1 группа: 1- 6 задания направлены на выявление уровня сформированности гражданско-правовых знаний. Общая «емкость» результатов выполнения 12 баллов. Выполнение заданий направлено на выявление у третьеклассников следующих показателей гражданско-правовых знаний:
– знания названия нашей страны;
– знание народов, населяющих Россию;
– знание названий государственных праздников Российской Федерации;
– знания о правах и обязанностях ребенка;
– знание государственной символики России
– знать столицу государства.
Уровни сформированности гражданско-правовых знаний.
Высокий уровень – 12 баллов.
Средний уровень – 11 – 9 баллов.
Ниже среднего уровень – 8 – 6 баллов.
Низкий уровень – менее 6 баллов.
2 группа: 7–11 задания направлены на выявление уровня сформированности социальных знаний. Общая «емкость» результатов выполнения 26 баллов. Выполнение заданий направлено на выявление у третьеклассников следующих показателей социальных знаний:
– знание учреждений культуры и учреждений образования;
– знание правил вежливого общения;
– знание опасных ситуаций в окружающей среде;
– знание сигналов экстренной помощи в опасной ситуации;
– знание правил этического поведения в общественных местах;
Уровни сформированности социальных знаний.
Высокий уровень – 26–25 баллов.
Средний уровень – 24 – 20 баллов.
Ниже среднего уровень – 19 – 13 баллов.
Низкий уровень – менее 12 баллов.
3 группа: 12–16 задания направлены на выявление уровня сформированности экономических знаний. Общая «емкость» результатов выполнения 12 баллов. Выполнение заданий направлено на выявление у третьеклассников следующих показателей социальных знаний:
Другая информация:
Отношение обучаемых к современным информационно-педагогическим технологиям
В настоящее время уровень внедрения новых технологий и дистанционных форм обучения в образовательный процесс вузов России не соответствует требованиям социального заказа на подготовку высококлассных специалистов для информационного общества. Полученные в ходе выборочного анкетирования данные нагляд ...
Методы и формы работы социального педагога в УДО с подростками, склонными к
девиантному поведению
Коррекция девиантного поведения является социально-педагогическим комплексом взаимосвязанных, взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентаций, установок и поведения личности, а через неё – на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и ...
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Возрастной период младших школьников – 6-10 лет. В работах Р.С. Немова говорится о том, что младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его не представляется возможным. Известный психолог Л.В. Выготский справедливо утверждал, что у ...