В ноябре 2009 года был проведен констатирующий эксперимент. В исследовании принимали учащиеся МОУ «Воскресенская средняя общеобразовательная школа» – экспериментальный 3 класс, всего 12 человек;
учащиеся МОУ «Климовская средняя общеобразовательная школа» – контрольный 3 класс, всего 16 человек.
В экспериментальном и контрольном классах курс «Окружающий мир» ведется по программе А.А. Плешакова.
Цель эксперимента: выявление уровня сформированности обществоведческих знаний у третьеклассников.
На основе теоретического исследования сущности обществоведческих знаний, требований программы мы определили следующие критерии сформированности обществоведческих знаний у младших школьников, вытекающих из определения понятия «обществоведческие знания»:
1. уровень сформированности гражданско-правовых знаний
2. уровень сформированности социальных знаний
3. уровень сформированности экономических знаний
Показателями сформированности данных уровней мы определили следующие качества знаний: правильность, полнота, осознанность.
На основе выделенных критериев нами была разработана комплексная диагностическая работа. Данная работа состояла из 16 заданий, разделенных на три группы.
Каждое задание имело свою цель, направленную на выявление сформированности определенных показателей сформированности обществоведческих знаний на данном этапе обучения. Каждое задание имело разное количество операций и соответственно оценивается в разное количество баллов (оно соответствует числу операций). В каждой группе заданий были определены уровни сформированности знаний.
1 группа: 1- 6 задания направлены на выявление уровня сформированности гражданско-правовых знаний. Общая «емкость» результатов выполнения 12 баллов. Выполнение заданий направлено на выявление у третьеклассников следующих показателей гражданско-правовых знаний:
– знания названия нашей страны;
– знание народов, населяющих Россию;
– знание названий государственных праздников Российской Федерации;
– знания о правах и обязанностях ребенка;
– знание государственной символики России
– знать столицу государства.
Уровни сформированности гражданско-правовых знаний.
Высокий уровень – 12 баллов.
Средний уровень – 11 – 9 баллов.
Ниже среднего уровень – 8 – 6 баллов.
Низкий уровень – менее 6 баллов.
2 группа: 7–11 задания направлены на выявление уровня сформированности социальных знаний. Общая «емкость» результатов выполнения 26 баллов. Выполнение заданий направлено на выявление у третьеклассников следующих показателей социальных знаний:
– знание учреждений культуры и учреждений образования;
– знание правил вежливого общения;
– знание опасных ситуаций в окружающей среде;
– знание сигналов экстренной помощи в опасной ситуации;
– знание правил этического поведения в общественных местах;
Уровни сформированности социальных знаний.
Высокий уровень – 26–25 баллов.
Средний уровень – 24 – 20 баллов.
Ниже среднего уровень – 19 – 13 баллов.
Низкий уровень – менее 12 баллов.
3 группа: 12–16 задания направлены на выявление уровня сформированности экономических знаний. Общая «емкость» результатов выполнения 12 баллов. Выполнение заданий направлено на выявление у третьеклассников следующих показателей социальных знаний:
Другая информация:
Понятия, особенности фразеологии
Фразеология в соответствии с различием фразеологизмов – идиом, фразеологических сочетаний и устойчивых фраз (пословиц, крылатых слов и других фразеологизмов – предложений) многими исследователями делится на фразеологию в узком смысле, исследующую фразеологизмы – идиомы и фразеологические сочетания, ...
Содержание и современные требования к организации контроля
В условиях большей самостоятельности, при делегировании многих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее ответственности контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание администра ...
Пробуждение интереса к классической литературе
Новые идеи, семена которых были заложены в самом средневековье, должны были получить ясное обозначение и развитие, когда к прежним условиям прибавилось, в 15-м веке, еще одно,—по видимым последствиям, самое важное. Мы разумеем возникшее увлечете греческой и, вообще, классической литературой, и, пож ...