Далее, проанализировав труды Петрова О.В., мы выявили систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.), в которую включили следующие компоненты:
Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Результаты тестирования участников эксперимента (учителей, учащихся и их родителей) позволили нам сделать следующий вывод: традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся. Следует учесть, что утомительность урока не является следствием какой-либо одной причины (сложности материала или психологической напряженности), а определенным сочетанием, совокупностью различных факторов.
В ходе наблюдений было выделено и зафиксировано несколько фактов, касаемо особенностей урока «Технология»:
При практических занятиях, учащимся разрешается находиться в любой удобной для них позе в рамках разумного.
Ученики не ограничиваются в своих творческих проявлениях.
В большинстве случаев, работа на уроках труда является коллективной.
Учащиеся выполняют работу по частичному ремонту школы (вставка стекол, ремонт стульев, столов, дверей и так далее).
Эксперимент выявил ряд особенностей воспитательно-оздоровительной работы на уроках технологии, и показал что в целом в общеобразовательной школе №73 г. Краснодара многим учащимся (74,7 % исследуемых) не хватает двигательной активности, в связи с этим хочется предложить план внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий (приложение А).
В ходе всего исследования было выявлено и зафиксировано несколько особенностей воспитательно-оздоровительной работы на уроках «Технологии»:
Во-первых, в отличие от многих других уроков, обучение технологии проходит в свободной форме, то есть ученики могут выполнять работу в удобном для них положении, также они могут время от времени передвигаться по классу в целях работы, что ограждает их от губительного долгого сидения на одном месте. Во-вторых уроки технологии несут позитив непринужденной обстановки и творческой свободы. В-третьих - возможность ощутить результаты труда, что стимулирует мотивацию учащихся. Эти факторы очень положительно влияют на физическое и психическое состояние здоровья учащихся, а коллективная трудовая деятельность позволяет им естественно и природосообразно развиваться как личностям, формируя навыки общения со сверстниками.
Другая информация:
Основные характеристики классного руководителя
Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог (исследователь, воспитатель, предметник), который является «центром» организации, координации всех влияний, оказываемых на отдельную личность или на коллектив учащихся. Он просвещает родителей в ...
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи; первые ...
Программа здоровьясбережения
В МДОУ Детский сад общеразвивающего вида №8 «Теремок» с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития работают 3 медицинские сестры, которые наряду с администрацией контролируют режим и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемиологических правил и норм, организуют ...