· обосновывайте, аргументируйте свои доводы, ищите альтернативу, демонстрируйте свою заинтересованность человеком и его проблемами.
Ю.Б. Гиппенрейтер предлагает способ «беспроигрышного разрешения конфликтов» с воспитанниками. Его технология:
1. Активное слушание.
2. «Я-сообщение».
3. Сбор возможных решений: «Как же нам быть?».
4. Оценка предложенных решений и выбор наилучшего.
5. Детализация принятого решения.
6. Выполнение принятого решения, контроль.
7. Анализ осуществленного дела.
Лучше, если деятельность будет анализировать сам подросток, например, после вопроса: «Как у нас идут дела?».
«Активное слушание» и«Я-сообщение»предупреждают возникновение конфронтации между педагогом и подростком.
«Активное слушание»(констатация чувств собеседника). Во всех случаях, когда подросток расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо, даже когда он голоден или устал, мы говорим, что у него эмоциональная проблема.Первое, что нужно сделать, - дать ему знать, что вы чувствуете его переживание. «Озвучивание» чувств подростка помогает снять конфликт или напряжение.
«Я-сообщение»(констатация своих чувств). Если что-нибудь не нравится в действиях подростка — не упрекать. На упреки типа «Опять ты!» подросток обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. «Я - сообщение» имеет ряд преимуществ: оно позволяет в необидной форме выразить негативные чувства; позволяет подростку узнать ощущения и чувства педагога;высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора,мы оставляем за подростком возможностьсамому принять решения и учесть наши переживания.
Причиной многих конфликтов руководители учебных заведений считают низкий уровень педагогического общения преподавателей, которые не могут вовремя остановиться, избежать резких слов, не упрекать за неблагополучие в семье, не подчеркивать отрицательных качеств, не высмеивать перед сверстниками. Это общеизвестные положения, но их часто нарушают некоторые педагоги .
Владея технологией разрешения конфликта и используя его позитивную роль в развитии личности, педагог получает большие возможности использования этого феномена в воспитательном процессе, специально создавая конфликты в работе с детьми.
В момент создания конфликта педагогу необходимо реализовать три функции: обозначить позиции сторон, раскрыть их социальное и личностное значение, усилить социально-ценностную позицию в количественном и качественном отношениях.
Создание конфликта в группе имеет дополнительные возможности для реализации перечисленных функций за счет мнений и высказываний учащихся, встающих на сторону преподавателя. Педагог, в этом случае, исполняет роль своеобразного дирижера, мысленно отсчитывающего технологические этапы, как музыкальные такты.
Подводя итоги, необходимо отметить, что не существует универсальных правил поведения в конфликтных ситуациях и эффективных стратегий их разрешения. Все они ориентированы, прежде всего, на понимание человека как уникальной и неповторимой личности. И, если мы откажемся таковую признавать даже в подростках, конфликты, особенно в педагогических ситуациях можно считать неизбежными .
Другая информация:
Концептуальные основы изучения билингвизма
Билингвизм как научная проблема начал складываться в конце XIX века, однако как феномен, как социальное явление он имеет корни, уходящие еще в античный мир: смешение языка завоевателей и побежденных на завоеванных территориях. Именно социальные причины пробудили дидактический интерес к проблеме как ...
Понятие "неуспеваемость" в
психолого-педагогической литературе
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. сист ...
Виды кукольных театров
Среди театров кукол различают три основных типа: I. Театр верховых кукол управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах такого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не срываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста. В таких театрах используются перчаточные ...