Материалы » Эффективные способы создания и разрешения педагогического конфликта в условиях педагогического процесса » Методики создания и разрешения педагогического конфликта

Методики создания и разрешения педагогического конфликта

Страница 3

В отдельных случаях для разрешения конфликта используется форма третейского суда. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны обращаются за советом к третьему, независимому лицу. В несколько извращенном виде данная форма довольно широко используется педагогами: по какой-то неизвестной причине этим независимым лицом в большинстве случаев считаются либо директор, либо завуч. При возникновении конфликта провинившегося подростка без разговоров ведут к представителю администрации, снимая с себя ответственность за судьбу этого ребенка. Конфликт же в этих случаях обычно не разрешается, административное воздействие не снимает противоречия, возникшего между педагогом и подростком.

Разрешение сложившейся коллизии иногда совершается путем обоюдного анализа. Реализуя эту форму, педагог должен позаботиться о создании благоприятной, доброжелательной атмосферы, иначе анализ превратится в разборку поведения учащегося. Для такого разговора могут быть разработаны специальные правила, типа "Не давить на авторитеты", "Выслушивать до конца, не перебивая", "Не обвинять, а анализировать" и т.п.

В особых случаях, когда конфликт зашел слишком далеко, педагог вынужден прибегать к психологически более сложным способам, таким, как ультиматум, временное расставание и принуждение. При этом следует иметь в виду, что форма временного расставания будет эффективной только в коллективе, а в диффузной группе она дискредитирует себя и подрывает авторитет воспитателя. Использование же ультиматума и принуждения оправдано только в экстраординарных условиях, когда требуется резкое изменение поведения ребенка, ибо дальнейшее развитие событий может нанести вред здоровью и жизни.

Основным звеном при разрешении возникшей конфликтной ситуации, по мнению М.М. Рыбаковой, можно считать проведение психологического анализа. Именно он позволяет в дальнейшем избегать повторения возникших инцидентов или помогать их успешно разрешать коллегам.

Совместно с практическими работниками учебных заведений М.М. Рыбаковой разработаны варианты опорных схем для проведения анализа ситуаций. Наиболее интересны из них следующие:

1. Описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т. д.);

2. Что предшествовало возникновению ситуации;

3. Какие возрастные и индивидуальные особенности участников выявились в их поведении, ситуации, поступке;

4. Ситуация глазами подростка и преподавателя, мотивы действующих лиц; личностная позиция преподавателя в возникшей ситуации (отношение его к подростку), реальные цели педагога во взаимодействии с учащимся (чего он хочет: избавиться от учащегося, помочь ему или же он безразличен к нему); что, нового узнал преподаватель об учащихся из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для преподавателя); основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);

5. Варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения учащегося;

6. Выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

После полноценного анализа возникшей конфликтной ситуации необходимо выбрать способы её разрешения. В зависимости от стиля преподавания, опыта работы в образовательной системе каждый педагог выбирает разные способы выхода из конфликта, которые не всегда являются эффективными.

Первый способ состоит в перечислении проступков учащихся, а также педагогических приемов и действий преподавателя, которые должны восстановить порядок. Такой анализ ситуации чаще используется педагогами, которые торопятся «принять меры» к нарушителям порядка и мало интересуются личностью самого ребенка, мотивами его поступка.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другая информация:

Основные положения социальной защиты детства в РФ
Социальная защита детства в современном мире, как и в России, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правовог ...

Социальное воспитание старших подростков в учреждении дополнительного образования
Социальное воспитание осуществляется обществом и государством в учреждениях как спецально создаваемых для этой цели, так и занимающихся им наряду со своими основными функциями. В современной педагогике существуют разные подходы к определению сущности социального воспитания. В работе нами принят под ...

Методы трудового воспитания в начальных классах
Метод (от греч. metodos) означает путь познания; теория, учение. Методы обучения зависят от понимания общих закономерностей познания человеком окружающего мира, то есть имеют философское методологическое обоснование и являются следствием правильного понимания противоречивости процесса обучения, его ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.grandeducator.ru