- Все едино в природе. Природа – наш дом. Проблемы сегодняшней цивилизации – нарушение климата, флоры, фауны, землетрясения, войны, химические и промышленные отходы, атомная энергетика, космос и многое другое – создаются людьми и ими же и должны решаться. Поэтому мы должны охранять и беречь окружающий мир.
- Эти же проблемы отражали и творческие люди в своем творчестве. Великие художники писали картины о природе, призывая к ее сохранению, поэты воспевали ее в стихах и поэмах, подчеркивая красоту. Не обошли экологические проблемы и музыку. Вот сейчас мы послушаем с вами музыку, которая отражает красоту одного природного явления, написал эту музыку Эдвард Григ. Послушайте и скажите, какое природное явление отражено в музыке? Что вы чувствуете, слушая ее? (утро, рассвет)
- Верно. Это "Утро". А как вы узнали, что это именно утро? (солнце чуть всходит, первые лучики пробиваются)
- Как развивается музыка? (мелодия постоянно повторяется у разных групп инструментов, каждый раз с более ярким динамическим развитием)
- В какой музыкальной форме изложено произведение? (вариации)
- Как выражает свое отношение к природе композитор? (с любовью, с восхищением)
- Как мы называем людей, которые любят родной край, родную природу? (патриот)
- Чему учит нас эта музыка? (любить природу, окружающий мир)
- Природа, красота природы ярко отражена в творчестве этого композитора, так как он любил свой край, любил природу окружающую его. Так же как и он, мы должны понимать и любить окружающий нас мир, природу. И у многих композиторов тема природы, родного края проходит красной нитью в творчестве.
- Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: "Больше не могу".
- Посмотрите на эти картины, что вы видите на них? Какие экологические проблемы вы видите? (демонстрация наглядных изображений экологических нарушений и проблем)
- А что нужно делать, чтобы этого не было? (ответы)
- Молодцы. Так и надо поступать. Только это должен делать каждый.
- Еще со старины далекой народ почитал силы природы, поклонялся им. Это нашло выражение в календарных праздниках, обрядах и русских песнях. В русских народных песнях очень часто воспевалась красота природы песни "Реченька", "Волга-матушка", "Полюшко-поле". А скажите, ребята, какое дерево- символ России? (береза)
- Верно, береза. Ее называли деревом четырех дел: мир освещать – тепло и свет березовых дров; крик утешать – рукоделия из бересты для детей; чистоту соблюдать - березовые веники в бане; больных исцелять – лечебные свойства березы. И одна из самых известных песен о березе, какая? ( Во поле береза стояла)
- Верно. Молодцы. Вот ее мы сейчас и попробуем исполнить (работа над песней)
- Но не только в давние времена люди видели красоту природы, воспевали ее, но и в современности продолжают писать песни, музыку. Экологических проблем много: с ними, выйдя на улицу встретится каждый из вас. Эти проблемы мы вызываем сами – войнами, катастрофами, выбросами химических веществ в природу. Мы не понимаем, что губим себя.
- Всю эту боль и переживание за погибающую планету, которую мы плохо оберегаем, передал известный американский певец Майкл Джексон в песне, которую он назвал "Песня Земли". Мы ее не только услышим, но и увидим. Посмотрите клип внимательно и скажите, какие чувства вызывает у вас увиденное и услышанное? Обратите внимание на титры, сопровождающие песню, это перевод.
Просмотр клипа М. Джексона "Песня Земли".
- Какие экологические проблемы отразил певец в этой песне?
- Как певец голосом выражает он свое отношение к тому, что происходит на земле?
- Что происходит в самом конце клипа и песни?
- Какие чувства вызывает у вас такое окончание песни?
- Переживали за состояние окружающей среды и природы и наши отечественные эстрадные певцы, такие как Юрий Антонов, песню которого мы сегодня и разучим (разучивание песни "Живет на свете красота").
- Прозвучавшая на сегодняшнем уроке музыка может называться экологически чистой музыкой, так как ее содержание – сама жизнь, с ее вечными идеалами красоты, добра, человеческого счастья.
3.Контролирующий этап.
На данном этапе мы провели исследование роли уроков музыки в решении проблемы взаимоотношения школьников с окружающим миром, насколько проведенные уроки по экологическому воспитанию повлияли на сознание учащихся. Исследование проводилось в форме анкетирования. Сводная таблица представлена в Приложении 3. Учащимся предлагалось ответить на три вопроса:
1) Чему учит нас песня Юрия Антонова "Живет на свете красота"?
2) Если бы вы написали песню в защиту природы, о чем бы она была?
3) Способна ли музыка воздействовать на наше отношение к природе?
Другая информация:
Типы обучающих программ
Обучающие программы, построенные на бихевиористской основе, подразделяют на: а) линейные, разработанные Скиннером, б) разветвленные программы Н. Краудера. 1. Линейная система программированного обучения, первоначально разработанная американским психологом Б. Скиннером в начале 60-х гг. ХХ в. на осн ...
Отношение обучаемых к современным информационно-педагогическим технологиям
В настоящее время уровень внедрения новых технологий и дистанционных форм обучения в образовательный процесс вузов России не соответствует требованиям социального заказа на подготовку высококлассных специалистов для информационного общества. Полученные в ходе выборочного анкетирования данные нагляд ...
Социальный педагог в учреждении
дополнительного образования: понятие, функции, направления
В штате учреждений дополнительного образования детей социальный педагог появился сравнительно недавно, поэтому дадим более подробную характеристику этой должности. Изучение опыта деятельности социальных педагогов в УДО позволило выделить особые их должностные функции, обеспечивающие особую позицию ...